По воле Москвы

Тверской святитель Акакий и канонизация Михаила Тверского

55

По воле Москвы

Святым покровителем города Твери является благоверный великий князь Михаил Тверской. Сейчас эпоха княжеских междоусобиц, жертвой которых пал великий князь, опять вспоминается как актуальный урок истории.

Михаил Тверской пожертвовал собой и поехал на расправу в Орду по навету московского князя Юрия. Если бы князь не поехал, в Тверское княжество пришла бы «спецоперация» монголо-татарского хана Узбека и земля тверская была бы разорена.

Прошло двести с лишним лет, и объединенной Руси потребовалось создать идеологическое основание для своего существования. И тут тверской князь пригодился Москве.

В 1547 году в январе сын великого князя Московского Василия III (1479–1533) и его жены Елены Глинской (1508–1538) 17-летний Иван (в будущем прозванный Грозным) был повенчан на царство, которым правил до смерти в 1584 году. Торжественное действо происходило 16 января утром в Успенском соборе в Москве при участии митрополита Макария (1481/1482–1563).

Авторитет русского государства и его православной церкви на международной арене сильно выросли. Чтобы утвердить свое высокое положение в православном мире, требовалось обосновать многочисленность святых и святителей, кандидатов в которые в русской истории было много.

Историки утверждают, что эту мысль о «собирании русской церкви», так же как и о собирании русских земель, митрополит Макарий озвучил для новоиспеченного царя сразу после его коронации. Оба пришли к согласию провести собор в этом же году.

На Москву стали съезжаться церковные иерархи из провинций, по тогдашней терминологии дворцов, территория которых равнялась бывшим княжествам, а управляли ими дворецкие, заботясь о нуждах великокняжеского двора в хозяйственных, судебных, налоговых сферах. От Твери на собор 1547 года прибыл епископ Акакий (1482–1567).

Тверской епископ Акакий

По воле Москвы
Церковь Белая Троица в Твери, освященная епископом Акакием в 1564 году

Личность епископа Акакия в тверской истории выглядит весьма значимо, хотя оценки его трудов как церковного деятеля у историков и краеведов выглядят скромно. Святитель Акакий управлял Тверской епархией 45 лет и оставил по себе незабвенную память как архипастырь святой жизни. Немало произошло событий в его пастырской службе, но одним из самых трагичных для него был пожар в Твери 22 июля 1537 года.

Пожары в деревянных русских городах были постоянным страшным бичом, вот и при епископе Акакии сгорела почти вся Тверь. Живший в Тверском Отрочь монастыре с 1531 года ссыльный писатель, публицист Максим Грек (1470–1556) свидетельствовал: «…погорело много людей, которые не могли убежать от преследовавшего их пламени».

И вот в это время Акакий впервые соприкоснулся с местночтимым святым князем Михаилом Ярославичем, правда, не с живым, а с его мощами в гробнице. После пожара епископу предстояло навести порядок в Спасо-Преображенском соборе, в том числе озаботиться о княжеском гробе: «…обретение мощей святого Михаила, находящихся под спудом… с момента захоронения состоялось первоначально около 1411 года, а после пожара 22 июля 1537 года при епископе Акакии мощи были вновь опущены в землю в двойном гробу – деревянном и каменном» (Г.С. Гадалова, Небесные заступники Верхневолжья, 2021).

26 февраля 1547 года в Москве начал работать первый Макарьевский собор, руководящий состав которого включал митрополита Макария Московского и епископа Акакия Тверского, архиепископов Алексея Ростовского и Ярославского, Иону Суздальского и Тарусского, Иону Рязанского и Муромского, епископов Феодосия Коломенского и Каширского, Савву Сарского и Подонского, Киприана Пермского и Вологодского, нескольких архимандритов и игуменов.

Макарьевский собор 1549 года

По воле Москвы
Московский Кремль (иллюстрация из книги С. Герберштейна «Записки о московских делах», 1563 год)

У молодого царя были свои планы: стояла задача покорения враждебного Казанского ханства. С этой целью были организованы два похода: первый с декабря 1547 по март 1548 года и второй с ноября 1549 по март 1550 года. Оба оказались неудачными, и царь готовился к следующим походам. Но заботу об укрепления государства, в том числе об укреплении православной церкви, не оставлял, а потому одобрил желание Макария продолжить канонизацию русских святых.

24 февраля 1549 года в митрополичьем дворе Кремля на Москве открылся собор с целью канонизации общерусских святых. Было решено причислить к общерусским святым 14 угодников, среди которых прозвучало имя князя Михаила Ярославича Тверского (похоронен в Твери в Спасо-Преображенском соборе 6 сентября 1319 года).

Вот мнение известного историка Руслана Скрынникова: «Семнадцатилетний царь Иван делал свои первые шаги на церковном поприще и не располагал достаточными знанием и авторитетом, чтобы использовать церковную реформу в своих политических целях. Иначе трудно объяснить, почему к лику общерусских святых не был причислен ни один из московских князей – прямых предков царя. Зато этой чести удостоился их злейший враг – Михаил Тверской, убитый в Орде вследствие происков Даниловичей. В списках новых святых можно найти имя Александра Невского, но нет имени Дмитрия Донского, победившего татар на Куликовом поле» (в его книге «Государство и церковь на Руси XIV–XVI веков. Подвижники русской церкви», 1991).

По мнению историков это диктовалось восточной политикой, направленной на завоевание Казани. Ведь Михаил Ярославич прославился как мученик, принявший смерть от «безбожных татар».

Продолжим рассказ о епископе Акакии Тверском, стоявшем у истоков канонизации князя Михаила Ярославича. Он имел большой вес в среде иерархов, в окружении царя, поэтому часто защищал гонимых бояр в непростой обстановке того времени.

В 1564 году в Твери на средства московского купца Г.А. Тушинского под началом мастера Гавриила Макова построена церковь Троицы Живоначальной (Белая Троица), которая до сих пор радует глаз своей архитектурой. Освятил ее епископ Акакий.

В 1564 году Акакий заболел, и следующие три года он боролся со старческими недугами, как мог. Умер епископ 14 января 1567 года на 84-м году жизни, что, в общем-то, было редкостью в те времена. Согласно его завещанию Акакия Тверского похоронили в соборе Успенского Желтикова монастыря рядом с могилой местночтимого святого Арсения Тверского.

По воле Москвы
могила епископа Акакия в Желтиковом монастыре

14 марта 2022 года исполняется 540 лет со дня его рождения. Возможно, Тверская епархия придет к выводу о причислении святителя Акакия к лику местночтимых тверских святых, памятуя о его заслугах перед церковью и православным народом, в том числе и в деле канонизации князя Михаила Ярославича Тверского.

Борис Ершов,

член Общества князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича

фото: www.otrochmontver.prihod.ru, tvereparhia.ru, pretich.ru, vk.com/zheltikov_monastyr

 

 

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика