Ирина Андрианова: я не могу жить вне театра

28.09.2022, 12:31

Народная артистка России Ирина Андрианова в конце сентября с триумфом провела в Тверском академическом театре драмы свои творческие встречи, посвященные ее начавшемуся 51-му театральному сезону.

В малом зале театра не было свободных мест, были заняты даже приставные стульчики. А у наших читателей есть возможность узнать, о чем рассказывала Ирина Васильевна своим поклонникам.

Когда-то ее, выпускницу ГИТИСа, отобрала для Ульяновского театра драмы тогдашний главный режиссер этого театра Вера Андреевна Ефремова. В Ульяновске она познакомилась со своим мужем – тоже будущим народным артистом Константином Юченковым. Их путь в Тверь был довольно сложным – сначала они оказались в Русском драматическом театре в Таллине. А потом судьба распорядилась так, что эстонский Русский театр приехал с гастролями в Калинин…

Вот что рассказывает об этом сама Ирина Васильевна:

– Я дебютировала в знаменитом мюзикле «Тощий приз» кубинского драматурга Эктора Кинтеро, который поставил Юрий Шерлинг, тот самый, который поставил в театре Маяковского «Человек из Ламанчи». Калинин и Таллин были городами-побратимами. Летом 1974 года мы здесь были на гастролях. И последнюю неделю сняли все спектакли, играли только один мюзикл – «Тощий приз». Я, кстати, играла пожилую цирковую артистку. Приходилось петь вживую, мы перепевали этот наш 700-местный зал, притом что зал в Таллине был гораздо меньше.

И Вера Андреевна начала меня звать сюда. Она как раз летом 1974 года приняла Калининский театр. На меня Калинин произвел впечатление, что это такой спальный район между Москвой и Петербургом. Я ничего здесь не видела, никаких красот, потому что я каждый день играла, мне не до того было. Я не хотела сюда ехать, мне так нравился Таллин с его кафешечками, с его уютом. Но супруг сказал сакраментальную фразу: «Русский артист должен жить в России». И мы уехали.

– Он был прав?

– Судя по тому, как сложились наши творческие судьбы, да. Но скажу, что я созваниваюсь довольно часто с артистами таллинского Русского театра, там у меня много друзей осталось, и пока они живут нормально. Никто их не трогает, они работают, кто ходил туда, тот и ходит смотреть спектакли на русском языке. Дай бог, чтобы было так, чтобы их не затронули нынешние политические дела.

– А с Константином Глебовичем Юченковым вы в Таллине познакомились?

– Нет, в Ульяновске. Это была такая «ошибка» Веры Андреевны Ефремовой, которая доверила нам две центральные роли в спектакле «Лошадь Пржевальского». У наших героев была любовь, и между нами возникли чувства, хотя оба были несвободные, он женат, я замужем. И поэтому я уехала в Таллин. Решила, что надо это прекратить. Но ничего не получилось, он потом через год приехал. А 30 декабря 1974 года мы переехали в Калинин.

Ирина Андрианова и Константин Юченков в спектакле «Лошадь Пржевальского»

– Простите за вопрос. Вы зачем в артистки пошли?

– Это странная история. Я должна была стать летчицей. У меня папа военный летчик. Папа один раз меня взял на ночные полеты, я, увидев это звездное небо, сказала «хочу». Не стюардессой, а только летчицей. Но после полета Терешковой женщинам становиться пилотами запретили. Это как раз попало на мое окончание школы. Папа тряс своими медалями, просил, но у меня ничего не получилось. И я решила ехать в Москву, чтобы стать артисткой.

– То есть либо летчицей, либо артисткой – никаких компромиссов?

– Я училась в школе легко, хотя сегодня мы сказали бы, что это был физико-математический класс. Когда оканчивали школу, было понятно, что мои одноклассники все идут в МИФИ, МФТИ, МГУ, все стали физиками. Я с золотой медалью окончила школу и могла выбирать. Мой выбор был стать актрисой.

– Ирина Васильевна, это ваш 51-й театральный сезон. Скажите, как вы оцениваете, в какой исторический период – в 1970, 1980, 1990, 2000-х  культурная жизнь была на пике, на подъеме в Твери?

– Наверное, я могу судить только по своему театру. Это были годы, когда директором театра был Аршак Туниев. С Верой Андреевной Ефремовой трудно бывало директорам, она очень волевой человек. Это было как бы двоевластие, но, конечно, главный голос был ее, как художественного руководителя. И директор должен был работать в дуэте с ней. Такой дуэт случился только с Туниевым. Они ругались, но благодаря Аршаку Карповичу в театре был поставлен по тем временам очень острый спектакль «Дети Арбата». Благодаря ему на сцену вышел «Декамерон», никто бы не подумал, что Вера Андреевна могла бы допустить Боккаччо на сцену.

Аршак Карпович такие гастроли нам делал! Мы по три месяца были на гастролях. Сейчас наш театр находится на гастролях во Владикавказе. Я 32 года назад была во Владикавказе, это были последние гастроли в августе месяце, которые делал Аршак Карпович.

При нем открылась малая сцена, в 1982 году. Он сделал музей театра, который существовал и которого теперь нет. Я не знаю, как это отражалось на городе, но у нас были полные залы. Это был расцвет, потому что такая была атмосфера в театре, потому что были руководители, которые вели за собой коллектив.

Ирина Андрианова в спектакле «Дядюшкин сон»

– Ну, кстати, зал и сейчас все время полный. Вы задумывались, кто ваш зритель сегодня?

– Поменялся менталитет зрительного зала. Раньше думали, что наша публика – какое-то среднее поколение, даже не среднее, а после пятидесяти, то сейчас очень много молодежи. Конечно, они идут легче на комедии, на «Укрощение строптивой», «Номер 13», который 17 лет уже идет на сцене. Им труднее прийти на Достоевского.

Хотя «Дядюшкин сон» Достоевского для меня вообще открытие. Я никак не думала, что на Достоевского пойдет народ. И тем более будет так сопереживать. Это была первая его работа после каторги. С «Дядюшкиным сном» Достоевский входил опять в литературный мир.

Конечно, здесь еще заслуга режиссера – Валерия Александровича Персикова. Он так работал над Достоевским, такое нам там открыл, что я никогда не думала, что это может быть в Достоевском.

– Вы уже встречались с нашим министром культуры Тверской области Ксенией Лавровой-Глинкой?

– Она открывала наш новый сезон. Я с ней не беседовала, только видела издалека.

– Вы ее не помните в юности, она же все-таки дочка покойного главного режиссера Кимрского театра Олега Лаврова, народного артиста России, как и вы?

– С Олегом Лавровым я была знакома очень хорошо. Он приглашал нас на все премьеры, и мы ездили по возможности в Кимры. Мы с ним даже одновременно рядышком сидели, когда были в Общественной палате Тверской области. Он очень интересный режиссер был, конечно. Со своим взглядом, не всегда привычным. Но с Ксенией Олеговной я не была знакома.

– Какие вопросы вы хотели бы обсудить с нашим министром?

– Я думаю, что вопрос только один – Тверскому академическому театру, который открыл 277-й сезон, которому сто лет по документам, нужны руководители, мы живем без художественного руководителя по неизвестным причинам.

– Вера Андреевна – человек-эпоха, она руководила театром 46 лет, и, конечно, после такой эпохи сложно найти аналогичного руководителя. Может быть, аналогичный-то и не нужен?

– Не нужен. Я помню, что, когда Товстоногова спрашивали, готовит ли он себе преемника, который после него примет театр, он ответил, что нет, не готовлю, я свое дело сделал, придет кто-то другой, если он совпадет по вектору с тем, что я делал, значит, актерам повезет. Если актеры поймут, что это другой вектор развития театра, тогда они будут каждый решать свою судьбу. Но я смотрю, им повезло с Андреем Могучим, потому что интереснейшие спектакли он ставит, хотя совершенно другой режиссер, чем Товстоногов.

А нам очень тяжело, потому что в театре должен быть художественный лидер, кто-то должен держать вожжи в руках.

Главный режиссер – это такая должность, на которую не очень хотят режиссеры идти, потому что это ответственность за театр, репертуар и за людей. Легче быть приглашенным режиссером – приехал, поставил спектакль с теми артистами, с какими я хочу, и уехал. А главный режиссер должен заниматься труппой и думать о занятости артистов, чтобы у всех была работа, выстраивать репертуар, в котором должна быть классика русская, классика зарубежная, современная пьеса, детский спектакль.

– Была же попытка объявить конкурс на главного режиссера Тверского театра драмы?

– Такой конкурс должно Министерство культуры РФ объявлять. Мы не будем обсуждать, кто и для чего это делал. Это был пробный шар. Простим этим людям. Хотя актеры все были в шоке.

Как сказать, может, я выдам какую-то тайну, а может, это не тайна. Я разговаривала с Валерием Александровичем Персиковым о том, что, если бы ему предложили, взялся бы он поработать главным режиссером в театре? Он сказал, что взялся бы, но не на длительный срок, для того чтобы не дать утерять те критерии, над которыми билась Ефремова. Ведь Персиков при всей своей непохожести на нее, он, конечно, ее продолжатель, потому что он точно такой же пропагандист русского реалистического психологического театра.

– Приходит в театр достойная смена?

– Да, но мало. У нас два актера только, которым до 30 лет. Это для театра очень мало. Это Даша Осташевская, молодая талантливая актриса, но которую надо растить. Последние 10 лет молодых артистов растил Валерий Александрович Персиков, он ставил спектакли для выпускников Веры Андреевны, она просто физически не могла это. Для Тараса Кузьмина, для Вики Козловой, для Гены Бабинова. Они у него эту школу перенимали. А сейчас это Даша Осташевская и Никита Бахметьев, очень интересный и актер, и режиссер. И я рада, что он дебютировал так со своим спектаклем «Калека с острова Инишмаан».

– Расскажите, пожалуйста, про будущее. Чем удивит нас театр и вы в театре?

– Планы в нашем театре – только до конца этого года. Мы не знаем никаких планов на 2023 год. Это неожиданная для нас ситуация, потому что на сборе труппы всегда объявляется план на театральный сезон. Я нигде не занята. Может быть, поэтому я так отношусь к творческой встрече, хоть какая-то возможность как-то себя почувствовать, потому что для меня это смертельно – не приходить в театр и не выходить на сцену. Я себе все время придумываю, зачем я пойду в театр – опять копаться в фотографиях в виртуальном музее. Тем не менее 30 сентября я вас приглашаю на «Дядюшкин сон».

– Обязательно придем!

* * *

Полную версию разговора с Ириной Андриановой случайте в подкасте «Днесь» главного редактора газеты «Караван» Марии Орловой и главного редактор портала «Стол» Андрея Васенева.

 

фото: Руслан Чечин/ ТАТД, архив ТАДТ, Андрей Сабынин

144 1

1 комментарий к “Ирина Андрианова: я не могу жить вне театра”

  1. Юрий Желамский

    Спасибо редакции за публикацию очень интересного материала о прекрасной актрисе нашего любимиго театра. Ирине Васильевне — великая благодарность за блестяще сыгранные роли, безграничную любовь к театру и к нам, зрителям и покдонникам. Здоровья и успеха в творчестве.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх