Что за прелесть эта «Дурочка»!

22.05.2023, 21:15

В Тверском академическом театре драмы прошла премьера комедии Лопе де Веги о девушке недалекого ума, которую любовь заставила поумнеть.

19, 20 и 21 мая на большой сцене Тверского академического театра драмы разворачивались нешуточные страсти: двое влюбленных – богач Лисео (Геннадий Бабинов) и бедняк-сердцеед Лауренсьо (Александр Крайнов) завоевывали сердца двух дочерей досточтимого сеньора Октавьо (заслуженный артист России Андрей Журавлев): гордячки Нисы (Виктория Козлова), прославившейся своим умом, но имеющей небольшое приданое, и простушки Финеи (Дарья Осташевская), которую все считают просто дурочкой, зато богатой… Благодаря любви дурочка сумела поумнеть и повзрослеть, а гордячка – умерить самомнение.

Испанский драматург XVII века Лопе де Вега, по разным источникам, написал порядка 2000 пьес, 427 из которых дошли до нашего времени. Комедию «Дурочка» драматург создал более 410 лет назад, сохранившаяся рукопись датирована 28 апреля 1613 года, она хранится в Национальной библиотеке Мадрида. Однако за четыре с лишним века с момента написания пьесы эта комедия не утратила своей актуальности. В этом убедились и тверские зрители, пришедшие на премьеру «Дурочки».

«Финею выдать не великий труд – наш мир стоит на деньгах, на расчете», – говорит в начале спектакля Октавьо своему другу Мисено (заслуженный артист РФ Залим Мирзоев). Не находите, что эти слова звучат очень современно? Таких современных моментов в пьесе достаточно: Ниса высмеивает высокопарного рифмоплета Дуардо (Евгений Романов), сегодня произведениями таких литераторов завален интернет, а в Финее себя могут узнать многие нынешние школьники.

Впрочем, создатели спектакля не осовременили пьесу, перенеся ее действие в наши дни. Но и воссоздавать на сцене Мадрид Филиппа III они не стали. Перед нами – мир, целиком и полностью придуманный режиссером Геннадием Шапошниковым, сценографом заслуженным художником Виктором Герасименко, художником по костюмам Ириной Подосенковой и воплощенный артистами театра. Герои в этом мире носят костюмы в стиле киберпанк, поют латиноамериканские хиты, сходятся в боевом фламенко, читают рэп и периодически ведут себя как «пацаны на районе» – всё это произнося высокопарный стихотворный текст, написанный в XVII веке и переведенный на русский язык Михаилом Донским в середине ХХ века. Что там говорить! Даже месяц в этом выдуманном мире – не только небесное тело и временной отрезок, а один из персонажей спектакля. Он выходит на сцену, кланяется зрителям и уходит. Это визуализация авторской ремарки: «Прошел месяц». Месяц, кстати, очень понравился зрителям.

Геннадию Шапошникову удалось собрать в «Дурочке» хороший актерский ансамбль, каждый инструмент которого звучит так, как это нужно режиссеру. И каждый обладает достаточной долей самоиронии, что придает романтической, в общем-то, комедии озорной привкус. Особенно хорошо это заметно у Дарьи Осташевской. Ее Финея иногда кажется чересчур грубой и даже хамоватой, но актриса умеет удержаться и не переступить невидимую грань, так что ее героиня из милой дурочки, к счастью, не превращается в «фу, какую дуру».

Хорош в спектакле и квартет слуг главных героев (Елена Филатова, Евгения Голубева, Никита Бахметьев и Андрей Смирнов). Каждый из них, по сути, является альтер эго своего хозяина, и артисты это смогли показать.

Нельзя не упомянуть и второстепенных персонажей – впадающего в отчаяние от непроходимой дремучести Финеи Учителя (Константин Василенко), шалопая Фенисо (Сергей Бескакотов), меланхоличного поэта Дуардо. Они та самая «свита, что делает короля» – в данном случае помогает раскрыть характеры главных героев.

Тверская «Дурочка» получилась веселой и легкой. Большинство зрителей получили от спектакля массу удовольствия и в очередной раз убедились: любовь – главная движущая сила в нашем мире. Так было во времена Лопе де Веги, так происходит сейчас, так будет и 400 лет спустя…

Ирина Мандрик

фото Андрей Сабынин

287 0

Оставьте комментарий

Лента новостей
Прокрутить вверх