Больше никаких услуг: отразится ли замена понятий на качестве образования?

Оскорбительная для образования формулировка уходит в прошлое

0 87

Больше никаких услуг: отразится ли замена понятий на качестве образования?

Из закона об образовании наконец-то убрали понятие «услуга». С 2023 года словосочетание «образовательные услуги» больше не будет употребляться чиновниками (законодательно это было оформлено еще прошлым летом).

Все дело в слове

«Да неужели она вам нормально не может объяснить? Чем вы там вообще в школе занимаетесь?» – уверена, многие родители хоть раз так реагировали на оправдание ребенка о невыполненных уроках. И брошенная взрослыми с легкостью фраза «ну ей же за это платят» трансформируется в юном мозгу в «она мне должна».

Отсюда и неуважительное отношение к педагогам, когда школьник считает нормой жевать бутерброды перед распинающимся у доски учителем, а его мама выкладывать в классном чате информацию с личных аккаунтов педагогов.

Но что уж говорить о народе, когда сами народные избранники некогда приравняли труд учителя к работе парикмахеров или официантов, назвав в федеральном законе об образовании преподавание услугой.

Учитель тверской школы №19 Татьяна Петрова считает, что само словосочетание «образовательная услуга» звучит как нонсенс, произошла подмена понятий. Педагог-филолог с полувековым стажем напомнила, что раньше применялось слово «просвещение», которое подразумевает не только обучение, но и воспитание.

«Образование ни в коем случае нельзя рассматривать как сферу экономики. Такая трактовка подразумевает рыночные отношения, где есть потребители услуг и исполнители, – поделилась мнением Татьяна Александровна. – Школу, где ребенок проводит треть своей жизни, можно сравнить с семьей. Здесь он общается с людьми, которые воздействуют не только на ум, но и на душу, с людьми, для которых каждый ребенок становится своим. Разве можно сказать, что родители оказывают ребенку воспитательные услуги? Нет».

Она также отметила, что сегодня многим взрослым требуется помощь педагогов. Именно поэтому в 19-й школе Твери был создан родительский университет, где учителя и родители учатся разговаривать на одном языке. И эта работа выходит за рамки образовательных услуг.

Учитель информатики из Нелидова Сергей Погодин искренне не понимает истерии по поводы трактовки «услуга».

«Некоторые родители выбирают школу, первого учителя своему ребенку, то есть то учреждение и того педагога, которые, по их мнению, лучше дадут знания. Не это ли рыночные отношения?» – считает Сергей Погодин.

Еще будучи директором нелидовской школы, Сергей был убежден: при спросе на обучение в их учреждении необходимо было открывать дополнительные классы. Подушевое финансирование позволяет получать педагогам более высокие зарплаты, а учреждению развиваться. Позиция местного управления образования «каждой школе – одинаковое число учеников» устарела. Если родители ходят дать качественное образование, они имеют на это право и это их выбор.

Сегодня Сергей работает в платной онлайн-школе. К нему обращаются ученики со всей России: утром занимается с детьми из Южно-Сахалинска, в обед – с Урала, вечером – из Центральной России. Это дети, которые ходят в обычные школы и у которых есть учителя информатики. Но они выбирают педагога из тверской глубинки как специалиста, который может рассказать и донести, а главное, с которым можно достичь результата.

Лето перемен

Больше никаких услуг: отразится ли замена понятий на качестве образования?

Собственно, если для педагогов со стажем формулировки в законе не поменяли отношение к работе, но для некоторых специалистов такие трактовки, когда учителям отводится роль простых исполнителей программ и заданий, стали чуть ли не призывом к действию.

По признанию знакомого учителя младших классов одной из тверских школ, сейчас есть образовательные стандарты, есть требования, есть отведенное на классную деятельность время, есть критерии оценки компетенций педагогов. Всё! Сегодня от нее не требуется самоотдачи и решения каких-то сверхзадач в обучении и воспитании детей, все это в прошлом. Точка невозврата к тому образу педагога, который сеял разумное, доброе, вечное, уже пройдена.

Сегодня в Тверской области работает более 18 тысяч учителей. И хочется верить, что так формально к своей работе подходят единицы. Да и те долго не задерживаются в стенах школ.

И все-таки трактовка «услуга» вызывала немало споров: педагоги на протяжении многих последних лет акцентировали внимание всех властей на недопустимости употребления рыночных отношений в сфере образования.

Накануне нового учебного года президент страны Владимир Путин подписал закон, который вносит поправки в закон об образовании. Термин «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» исключили, а вместо него появится понятие «реализация образовательных программ». Авторы законопроекта отметили, что поправки призваны не только повысить престиж профессии учителя, но и помочь выстроить гармоничные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Эта инициатива была встречена на ура. Однако ряд учителей считают, что подмена понятий вряд ли в корне поменяет ситуацию: тут дело не в законе о статусе педагога, а в пересмотре самого отношения к профессии.

«По моему глубокому убеждению, статус учителя в обществе зависит не от формулировок в законе, а от его отношения к своей профессии. Если человек идет в школу только потому, что не может найти себе применение в других сферах и работает от безысходности, то и отношение к нему соответствующее, – высказал мнение Сергей Погодин. – Убрав намозоливший глаза термин «услуга», ситуация не поменяется. Учителя, которые дают на уроке задания, а потом отправляются в учительскую пить чай, так и будут говорить, что советская школа была лучшей и ученики тогда были умнее. Наверное, это относится к любой профессии. Не важно, кем ты работаешь, важно – как. Тогда и родители, и дети тебя будут воспринимать соответственно».

Поменяется ли отношение?

Пожалуй, наиболее емко о терминологии высказался народный учитель России, воспитавший лучших математиков мира Сергей Рукшин: «Образовательные услуги – разновидность проституции на почве передачи знаний».

13 января в Тверской области дан старт мероприятиям, посвященным Году педагога и наставника. Также было положено начало работы новому объединению тверских педагогов – клубу «Учитель года», который предполагает развитие конкурсного движения среди педагогов, поддержку талантливых работников образования.

Возможно, в Год педагога и наставника начнет меняться отношение к учителям среди родителей, детей и чиновников.

 

Елена Потехина

фото: freepik.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


яндекс.ћетрика