Автошкола по-новому

Насколько тяжело стало получить водительские права и почему

93
Автошкола по-новому
фото: https://karni23.ru/

Согласно официальным данным, с января по ноябрь 2021 года число водителей, сдающих на права с первого раза, уменьшилось почти на 30%. И хотя общее количество сдавших увеличилось на 124 тысячи, можно с уверенностью сказать, что получить права стало гораздо тяжелее.

Эксперты сходятся во мнении, что причиной и того и другого стали изменения правил сдачи практических экзаменов в автошколах. Изменения вступили в силу 1 апреля 2021 года, и спустя почти девять месяцев можно увидеть результаты их введения.

Что изменилось? Во-первых, два этапа «Площадка» и «Город» объединили в один – «Практика», причем сразу в реальных дорожных условиях. Мотивировалось это выросшим количеством ДТП с участием недавних выпускников автошкол. К тому же сами автошколы несут частичную ответственность за учеников, которые попали в ДТП в первые несколько лет после выпуска. Во-вторых, сами практические задания стали более приближенными к реальным ситуациям на дорогах. Кандидаты на получение прав больше не могут заранее узнать маршрут, по которому будут ехать с инспектором во время экзамена. Экзаменатор может давать команды для выполнения в произвольном порядке – в регламенте их достаточно много, чтобы кандидат не сумел отрепетировать все до автоматизма. Таким образом, для экзаменуемого практически исключена возможность зазубрить правильные маневры, а после получения водительских прав все забыть и въехать в ближайший столб.

«В автошколах, как правило, кандидатам в водители дают только минимально необходимый для сдачи экзаменов в ГИБДД уровень знаний и навыков, которого явно недостаточно для безаварийного участия в дорожном движении. Кроме того, в погоне за прибылью и демпинговыми ценами на обучение автошколы значительно сокращают количество часов вождения, что, в свою очередь, отрицательно влияет на готовность кандидатов в водители к участию в дорожном движении», – так еще в 2016 году говорили в МВД России.

Статистика показывает, что число ДТП с участием недавних выпускников автошкол уменьшилось: с января по сентябрь 2021 года в Тверской области произошло 83 ДТП по вине водителей со стажем вождения до двух лет (в 2020 году за аналогичный период таких случаев было 93).

Многие жители России обрадовались изменениям в регламенте сдачи экзамена, потому что после вступления их в силу на дорогах должно стать спокойнее. В то же время существует вероятность, что спокойствие на дорогах – это не единственная цель введения изменений.

Дело в том, что пересдача экзаменов стоит дополнительных денег. Напомним, что с января по ноябрь 2021 года на пересдачу не пошли только 3,6% кандидатов, а за аналогичный период 2020 года – целых 33%. Сумма варьируется так же, как и стоимость обучения в автошколах. В Твери пересдача стоит около 3 тысяч рублей, а полное обучение – в среднем 25 тысяч. За каждую пересдачу придется доплачивать. В итоге получается, что за получение необходимых знаний и навыков водителя придется заплатить 28 тысяч, а то и 31 тысячу. Пересдавать можно сколько угодно – пока не закончатся деньги или терпение.

«Мой экзамен завершился на улице Пушкинской, – рассказывает раздосадованный ученик автошколы после второй подряд заваленной «практики». – На пересечении улиц Пушкинская и Салтыкова-Щедрина экзаменатор сказал повернуть налево в сторону площади Пушкина. После выполнения маневра он приказал остановиться – экзамен не сдан, потому что я не занял крайнее левое положение при повороте.

Для понимания ситуации скажу, что в январе любая двухполосная дорога в нашем городе, даже в центре, превращается в одну колею, выезжать из которой – это уже создание аварийной ситуации. Так вот, я не стал занимать крайнее левое положение, потому что в таком случае пришлось бы перестроиться прямо в сугроб. Инспектор слушать меня не стал – отправил на пересдачу.

Вот еще интересный момент: выйдя из экзаменационной машины, я пошел в сопровождающий автомобиль, чтобы забрать сумку. И инспектор из сопровождающего автомобиля, недоуменно хлопая глазами, спросил меня: «В чем причина несдачи?» То есть даже инспектор не понял, что к чему, не говоря уже о простых водителях, которые ездят по накатанной колее. Ощущение, будто меня попросту завалили, чтобы я заплатил за еще одну пересдачу. При этом, когда я сдавал в первый раз, со мной было еще 10 кандидатов, и только один из них прошел проверку. Во второй раз со мной было уже 20 человек – из них сдали пять или шесть».

Значит ли это, что автошколы и те, кто стоит за ними, наживаются на желающих получить водительские права? Ведь, согласитесь, им было бы приятно вместо 25 тысяч за одного ученика получить 30 тысяч или даже больше. Тем более в наши ковидные времена. Ведь эпидемия коронавируса заметно повлияла на работу автошкол. «Финансовые показатели рынка автошкол в 2020 году упали по сравнению с 2019 годом на 5,6%. Это довольно существенное падение связано во многом с введением в стране ограничительных мер», – рассказывал в начале 2021 года директор департамента профессионального обучения ДОСААФ России Александр Валяев.

Весной 2020 года автошколы вообще не работали из-за карантина. В результате эпидемии по всей России количество автошкол, обучающих водителей на категорию В (которая разрешает управлять легковым автомобилем массой до 3,5 тонн), сократилось на 353 организации.

Напрашивается вывод: усложнение экзаменов в автошколах было произведено не только из благородных целей, таких как улучшение качества обучения, но еще и из желания заполнить финансовые дыры, возникшие из-за коронавирусных ограничений. Хотя в наше время любую утечку денег можно списать на проблемы из-за коронавируса. Но не пойман – не вор, как говорится, поэтому верим, что во всем виноват злосчастный ковид.

«Караван» будет рад услышать убедительное опровержение данной теории.

Кирилл Салимов

 

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика