Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Власть на вывеску хитра. Готов ли бизнес к новому дизайн-коду?

Вообще, новый дизайн-код Твери начал действовать еще в октябре 2019 года. Однако бизнесу давали многочисленные отсрочки: переделывать вывески в период кризиса и пандемии не лучшая идея.

34

15 апреля в Твери заработает дизайн-код

Власть на вывеску хитра. Готов ли бизнес к новому дизайн-коду?

Вообще, новый дизайн-код Твери начал действовать еще в октябре 2019 года. Однако бизнесу давали многочисленные отсрочки: переделывать вывески в период кризиса и пандемии не лучшая идея.

Очередная отсрочка закончится 15 апреля. Тем не менее многие предприниматели до сих пор не привели свои вывески в соответствие новым правилам. В нашем материале мы собрали мнения сторонников и противников дизайн-кода.

В чем суть дизайн-кода

Тверь неприятно поражала свежий взгляд обилием на улицах «визуального мусора», некоторые здания были облеплены разноцветными и разностильными вывесками так, что просто резало глаза. И конечно, с этим надо было что-то делать.

Администрация Твери на своем сайте сообщает, что основа дизайн-кода – единообразие и эстетика. Вывески должны поменяться на улицах Советская, Вагжанова, Софьи Перовской, Трехсвятская, Тверском проспекте, проспектах Чайковского и Калинина. Со временем зона особого городского значения будет расширена.

«Допускается размещение информационных конструкций следующих типов: из отдельных букв и символов без подложки, консольных с подложкой или без подложки, информационных табличек или общих указателей, временных витринных, витринных постоянных из отдельных букв и символов (объемные или плоские) без подложки», – говорится в официальном документе.

Власть на вывеску хитра. Готов ли бизнес к новому дизайн-коду?

Также в нем прописаны требования к информационным конструкциям, состоящим из отдельных букв и символов без подложки. Они могут быть объемными или плоскими, с подсветкой или без, но не должны перекрывать архитектурные элементы фасада.

На консолях запрещается размещать информацию, кроме названия, логотипа, товарного знака и знака обслуживания. Кроме того, в документе содержатся требования к витринам и шрифтам, используемым на информационных конструкциях.

В общем, суть дизайн-кода в том, чтобы вывески не закрывали декоративные элементы, а также не сильно отличались от цветовой гаммы самого здания.

«Многие рекламные вывески в Твери – это колхоз из девяностых, – рассказывает руководитель рекламной студии «Гранд» Константин Клещев. – Когда я первый раз увидел дизайн-код, то испытал шок. Я осознал, что объем моей выручки упадет. Аккуратные маленькие вывески стоят намного дешевле, чем огромные короба с мигающими лампочками. Но как житель Твери, я только приветствую внедрение дизайн-кода. Откройте Google-карты и «пройдитесь» по центру Москвы, обязательно загляните в Столешников переулок. Вы увидите, что дорогие бренды только выиграли оттого, что их аккуратные вывески очень точно вписаны в архитектуру исторических зданий».

Константин Клещев вспоминает, что еще совсем недавно центр Твери был затянут пестрыми рекламными растяжками. Порядок в этой сфере навела администрация Юрия Тимофеева. А вот до вывесок дело дошло только сейчас.

В чем ошибки дизайн-кода

Руководитель студии дизайна «Холмакс» Макс Калинов считает, что дизайн-код Твери сделан без учета особенностей каждой улицы, а в Москве выбрали именно такой кропотливый путь.

«Новые правила пока действуют только для основных улиц. Неужели так трудно сделать дизайн-код для каждой из них? – удивляется Макс Калинов. – Мы в свое время с архитектором Никитой Маликовым были готовы сделать такой проект для города за небольшой бюджет. В итоге в администрации решили своими силами разработать общие правила для всех улиц».

Макс Калинов полагает, что ключевая ошибка дизайн-кода не в унифицированном подходе, а в том, что вывеску нужно согласовывать с администрацией Твери.

«Смысл дизайн-кода в том, чтобы не было согласования. Ты руководствуешься дизайн-кодом, делаешь вывеску и спокойно живешь. Если ты сделал неправильно, к тебе придут надзорные структуры и скажут об этом. У нас же сделали согласование. Это очень плохо. На этом стала зарабатывать куча посредников», – говорит Макс Калинов.

А самое главное, не всегда понятно, по каким причинам некоторым компаниям отказывают в согласовании. Студия дизайна «Холмакс» создала проект новых вывесок для ТРЦ «Рубин». Но он, как рассказывает Макс Калинов, так и не был согласован департаментом архитектуры без объяснения причин. Чиновники ориентируются на свое ощущение прекрасного (красиво или не красиво), а не на пункты регламента.

Обращаем ваше внимание на то, что еще в прошлом году этот регламент не был принят. То есть дизайн-код был, а правил, по которым согласовывались вывески, не было.

А бизнес спросили?

Власть на вывеску хитра. Готов ли бизнес к новому дизайн-коду?

В 2016 году предпринимателей хотели заставить сделать новые вывески, хотя многие поменяли их годом ранее! Опрошенные нами предприниматели считают, что при принятии таких важных решений должна учитываться экономическая составляющая вопроса.

В 2020 году количество субъектов предпринимательства в области сократилось на 8%. Закрылось 3500 бизнесов. Неужели никого это не заставляет задуматься? Почему не продумана ранее обещанная процедура софинансирования смены вывески из бюджета города Твери? Например, муниципальная программа поддержки предпринимателей никаких мер поддержки не содержит. Напротив, плата за аренду муниципальных помещений за 2021 год была проиндексирована.

При этом большой вопрос вызывают вывески муниципальных и государственных структур и предприятий. А они соответствуют дизайн-коду? Получили ли они все нужные разрешения? Сколько бюджетных денег потрачено на смену вывесок?

Подготовка пакета документов для подачи в департамент архитектуры на выдачу разрешения стоит на рынке от 6 тысяч рублей. Некоторые компании прямо обещают посодействовать в согласовании. Это наталкивает на мысли либо о чьей-то находчивости, либо о коррупционной составляющей. Есть истории, когда бизнес готов заплатить за согласование уже существующей вывески, которая никак не соответствует дизайн-коду.

Город теряет очередные полномочия

Власть на вывеску хитра. Готов ли бизнес к новому дизайн-коду?

Сейчас активно идет реорганизация Департамента архитектуры и градостроительства города Твери. Большинство его функций будет передано главному управлению по архитектуре и градостроительной деятельности областного правительства.

Руководитель рекламной студии «Гранд» Константин Клещев рассказывает о том, что градостроительный совет, который утверждает проекты рекламных вывесок, не собирался с конца декабря 2020 года. То есть больше месяца компании не могут согласовать проекты своих вывесок. Согласно правилам, которые сама же администрация Твери и утвердила, вся процедура не должна занимать больше 14 дней.

«В принципе, до конца 2020 года город вполне обоснованно принимал или не принимал проекты вывесок. Больше всего вопросов с вывесками, расположенными на нежилых зданиях», – говорит Константин Клещев.

На сайте администрации сказано, что информационные конструкции на внешних поверхностях нежилых зданий теперь будут размещаться только при наличии утвержденной и согласованной с муниципалитетом концепции их размещения. Загвоздка в том, что администрация сама не утвердила правила принятия таких проектов. Именно поэтому многие вывески на торговых центрах до сих пор не утверждены.

Обидно, что администрация Твери теряет очередные полномочия, превращаясь в орган, который ничего не решает и ничем не управляет. Кто теперь будет согласовывать проекты вывесок? Ходят слухи, что этим займется уже с середины февраля какой-то новый отдел в администрации областной столицы. И это логично, ведь именно администрация города принимала дизайн-код.

Выиграет или проиграет бизнес от введения дизайн-кода?

На сайте «Вести Твери» в конце января Алексей Жоголев еще в качестве главного архитектора Твери (сейчас его статус непонятен) рассказал, что улицы Твери покрыты вывесками, как татуировками. Торговый центр «Сретенка» Алексей Жоголев и вовсе громко назвал зданием, потерянным для архитектуры города.

«Я считаю, что жителям надоела эта информационная каша. В городе должна появиться своя культура вывески. Это не значит, что все вывески станут однообразными. В каждом районе свой визуальный ряд, поэтому и вывески, вписанные в него, будут отличаться друг от друга. Каждая компания хочет, чтобы ее заметили. Это нормально! Главное, чтобы эта заметная вывеска выглядела достойно и была вписана в общий визуальный тренд, – считает Алексей Жоголев. – Следовать дизайн-коду несложно. Главное, не идти на поводу у некоторых рекламных фирм. Они навязывают крупный шрифт или повторяют на фасаде несколько раз одно и то же название. С точки зрения дикого маркетинга это правильно. Для города это неправильно. Это вывеска, а не реклама».

Опрошенные нами эксперты считают, что внедрение дизайн-кода положительно скажется на бизнесе. Есть соответствующие исследования, которые проводились в Москве, Санкт-Петербурге и других европейских городах. Если вывеска на магазине красиво вписана в архитектуру, легко читается, то клиенты охотнее будут заходить в такую торговую точку.

«Когда появились платные парковки, то бизнесмены были против. Они считали, что теперь к ним на машине никто не приедет. Но в итоге произошло ровным счетом наоборот. Раньше все парковочные места на бульваре Радищева с утра занимали офисные работники. А теперь здесь всегда можно найти место для парковки, чтобы зайти в местные магазины и кафешки», – говорит Макс Калинов.

Согласовывать или нет – вот в чем вопрос

Власть на вывеску хитра. Готов ли бизнес к новому дизайн-коду?

Интересная ситуация произошла в январе 2021 года. Старый мораторий прекратил действовать 15 января, а новый приняли только 19-го. За эти несколько дней сотрудники администраций районов Твери прошлись по городу и выписали предпринимателям штрафы в размере 15 тысяч рублей.

Достаточно прогуляться по центру Твери, чтобы убедиться, что о дизайн-коде тут не и вспоминали. Например, красный мигающий короб кафе «Сковородка» до сих пор висит на Тверском проспекте, а ведь он не соответствует дизайн-коду. Цветные короба многих других кафе все так же загораживают половину фасада. На многих торговых центрах разноцветные вывески сливаются в общую массу, которую невозможно прочитать. Это явление еще называют «дизайнерская слепота», когда, пытаясь обработать огромное число разноцветной информации, мозг в какой-то момент отказывается работать.

Соучредитель и генеральный директор транспортной компании «Кес-Логистик» Наталья Устинова рассказала «Каравану», что ее компания недавно поменяла вывеску. Стоимость дизайна софинансировал центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Сама вывеска обошлась в 40 тысяч рублей.

«Я согласна с тем, что у вывесок города должен быть единый дизайн-код. Нам наша новая вывеска с выпуклыми буквами очень нравится. Мы ее не согласовывали с департаментом архитектуры города, а просто сделали, учитывая правила дизайн-кода», – рассказала нам Наталья Устинова.

Многие предприниматели тоже пошли по этому пути – создали новые вывески, не согласовав их с городом. По идее, это нарушение правил, созданных администрацией Твери. Проверяющие могут прийти и просто оштрафовать за то, что нет бумажки, в которой написано, что вывеска одобрена властями. Но может быть, город пойдет бизнесу навстречу, если вывеска не нарушает никаких правил? А как же быть тем компаниям, которые потратили на согласование месяц и более? Ответы на эти вопросы мы получим уже в апреле.

Как помочь бизнесу

Власть на вывеску хитра. Готов ли бизнес к новому дизайн-коду?

В Твери над решением этого вопроса активно работает региональный офис Национальной ассоциации добросовестных предпринимателей. Андрей Иванов, представитель сектора позиционирования, рассказал «Каравану» о том, что сотрудники ассоциации решают основную задачу – объяснить бизнесу новые правила дизайн-кода и помочь в согласовании проекта вывески: «Не все предприниматели знают о том, что дизайн-код вступил в силу. Мы приходим к каждому предпринимателю, который работает на тех улицах, на которых действует дизайн-код, и объясняем, что это не просто очередная мера регулирования. Главная цель дизайн-кода – сделать город красивым с точки зрения архитектурной эстетики. Наши специалисты абсолютно бесплатно проводят анализ, соответствует ли та или иная вывеска дизайн-коду. А всем многочисленным участникам ассоциации мы помогаем создать и согласовать макет новой вывески. Также считаем, что дизайн-код в Твери – важный проект, но ввиду отсутствия системы доведения информации до бизнеса и текущих экономических проблем, связанных с пандемией, дополнительным и серьезным фактором реализации дизайн-кода является то, что рекламные компании берут за это неоправданно большие деньги».

Это только один из многочисленных путей решения данного вопроса. Может быть, администрация Твери и вовсе в очередной раз отсрочит введение штрафных санкций за несоответствие дизайн-коду. Впрочем, бизнесу не стоит уповать на отзывчивость властей – вывески лучше поменять. Главное, чтобы новый глава города или губернатор, придя к власти, не предпринял очередную реформу. Похоже, нужно принять закон, который запретит хотя бы 5–10 лет кардинальным образом менять уже принятые правила игры.

Андрей Сабынин

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика