В новый НЭП – без старого вредительства

167

В новый НЭП – без старого вредительства

Что нужно реальному тверскому производственному бизнесу? Ответ на этот вопрос мы решили узнать у директора завода ООО «ГринМаш» Анатолия Алексеевича Боченкова, одного из наиболее опытных региональных промышленных руководителей.

Напомним, Анатолий Алексеевич был заместителем губернатора, курирующим эту сферу, и вообще он прошел путь от мастера, инженера-конструктора до директора машиностроительного предприятия. То есть ему уж точно есть что сказать. Предприятия, к которым он имеет прямое отношение, выпускают полуприцепы-тяжеловозы, а также коммунальную технику, подъемники, востребованные строителями, электросетевыми организациями и так далее. Сейчас завод ООО «ГринМаш» столкнулся с подорожанием шасси, на базе которых делается техника, практически в два раза, а также ростом цен на другие материалы, но продолжает выполнять заказы.

– Анатолий Алексеевич, в чем, на ваш взгляд, должна сейчас заключаться поддержка бизнеса? Нынешние чиновники не работали в реальном секторе, подскажите им. Сейчас складывается впечатление, что вся поддержка бизнеса выливается в то, чтобы чиновникам было чем заняться.

– Я не очень понимаю, зачем бизнес поддерживать. Мы не шатаемся, стоим на ногах. Схема работы власти – всегда всех поддерживать – уже на протяжении 30 лет. Что-то тут не так. Или власть не умеет работать, или внизу все бестолковые, безграмотные. Последнего быть не может по определению. Надо просто власти всех уровней грамотно заниматься своей работой, заниматься развитием экономики, промышленности. Но исправить некоторые обстоятельства – вполне в силах чиновников. Если, конечно, у них есть понимание проблем, ответственность за страну.

Вот конкретный пример: ГАЗы, КамАЗы, с которыми мы работаем, все были стандарта системы экологической безопасности «Евро-4» и «Евро-5». У нашего завода есть сертификат, что мы имеем право ставить навесное оборудование на машины с двигателями «Евро-5». А теперь «Евро-5» нет, есть «Евро-2». Поскольку в документе написано «Евро-5», выходит, я не имею права выпускать машины. Переделать сертификат займет месяца три и потребует около миллиона рублей. И три месяца я не имею права выпускать машины, которые нужны народному хозяйству, отраслям экономики. Покупатели не получат технику, не смогут работать, не заплатят деньги в бюджет. Да и мы не сможем работать, будет нечем платить зарплату рабочим. И куда пойдут эти люди? На Советскую площадь? И что будет делать губернатор? И это у всех производственников такая ситуация. Нам нужны и социальные потрясения?

У чиновника нет понимания, как работает промышленность. Тогда как они попадают на эту работу?

– Наверное, таких надуманных ограничений сейчас много. Какое из них, на ваш взгляд, самое надуманное?

– Надуманностей, глупостей очень много. И все они выпускаются без понимания последствий, без совета с руководителями реальных предприятий. Это и проблема с получением сертификата российского производителя, который нужно получить, чтобы участвовать в тендерах и конкурсах государственных и муниципальных закупок. Идея правильная – дать дорогу отечественному производителю, освободиться от импортозависимости. Но вот исполнение этой идеи спеленывает производство по рукам и ногам. Так и хочется спросить, а с кем вы советовались, рожая эти постановления? Кто из директоров предприятий об этом ходатайствовал? Даже если и просили вас, то почему вы придумали такую процедуру, кроме как идиотской ее назвать по-другому невозможно?

На основании постановления правительства Российской Федерации Министерство промышленности и торговли отдало полномочия торгово-промышленным палатам на местах выдавать акт экспертизы, что производитель является российским, потом это заключение идет в Торгово-промышленную палату РФ, затем в Минпромторг. На прохождение документа дается месяца три. Я не мог получить такой сертификат полтора года и так и не получил. Проблема касается не только нашего предприятия – все должны получить такой документ, и у всех происходит это хождение по мукам. Во всей России.

– В чем главная трудность?

– Перечень документов для получения акта экспертизы сертификата СТ, рожденный в недрах Минпромторга, просто удивительный. При обращении в Торгово-промышленную палату надо предоставить всю конструкторскую и технологическую документацию в полном объеме, на все модели выпускаемой продукции. При этом предоставить доказательную базу, что всю документацию мы разработали сами, приказ, что мы создали этот продукт. Подробно описать все конструкции с приложением всего КД в полном объеме, технологические операции с привязкой к оборудованию, оснастке, инструментам, стендам, средства контроля измерения (наверное, сфотографировать рулетку, доказать, что она куплена, состоит на балансе и прошла поверку в центре стандартизации). Нужны фотографии всех этапов изготовления изделия. На фото должны быть видны конкретные работники, используемое оборудование, оснастка, инструмент. Надо предоставить штатное расписание с указанием ФИО и должностей сотрудников, развернутые списки материалов и комплектующих с наименованием поставщиков. Договоры с поставщиками, бухгалтерские документы, что прошла их оплата.

Предоставить развернутый перечень параметров продукции, в том числе параметров надежности, эргономичности, энергетической эффективности, технологичности, безопасности, экологичности. Отзывы покупателей о продукте, информацию и документальное подтверждение работы предприятия по сервисному обслуживанию. Какая Америка, мы сами себя угробим с такими решениями наших органов исполнительной власти! И после этого эта власть что-то может предложить по помощи нам? По исправлению собственных идиотских решений? И это на полном серьезе, чтобы потом рапортовать, как она помогает нам? Вы это серьёзно?

Процедура стоит около 80 тысяч рублей, и, когда ты получаешь этот документ, он действует ровно год. Затем надо заново собирать эти килограммы бумаг. Вот когда в Минпромторге это придумали, они советовались с директорами? Кто это придумал защищать так наши автогидроподъемники от западного посягательства? И кто за это отвечает? И ответит ли когда-нибудь хоть один чиновник за ущерб, наносимый своей безграмотностью, непрофессионализмом, да что говорить, за прямое вредительство реальному сектору экономики? Кто ответит за то, что в стране так и не произошло реального импортозамещения? Как можно было подходить к этому вопросу без создания производства компонентной базы для автомобильной, станкостроительной, электротехнической промышленности? Давайте откровенно: мы имеем дело с откровенным вредительством против стратегических интересов страны. Вольным или невольным, но вредительством.

– Если не ошибаюсь, то, что запрашивают в ТПП, вообще является коммерческой тайной предприятия. Есть какие-то гарантии, что она не утечет к конкурентам? Да и штатное расписание – вещь, очень часто меняющаяся.

– Я, как директор, могу завтра поменять штатное расписание, поставщиков. Но вы правы, самое страшное – это полная конструкторская и технологическая документация. Кто отвечает за безопасность нашей документации? Да никто. А это наши разработки, являющиеся коммерческой тайной каждого предприятия. Когда между предприятиями идет обмен такой документацией в рамках выполнения какого-то заказа по кооперации, мы подписываем договор о коммерческой тайне, прикладываем список людей, которые могут смотреть и работать с этой документацией, и если вдруг что-то ушло налево, наступают бешеные штрафные санкции. А тут я должен отдать все наработки, возможные оригинальные решения в чужую организацию, не обремененную передо мной ответственностью, какому-то их сотруднику, и где гарантия, что моя документация не уйдет в чужие руки? Как и чем они передо мной отвечают?

– А что предложили бы вы, как можно было бы выдавать такие сертификаты по уму?

– Что предлагаю я? У нас в регионе есть машиностроительные предприятия, там есть грамотные главные инженеры. Создайте при правительстве Тверской области «секции по интересам»: хлебопеки, машиностроители, стекольщики и так далее. Пусть эксперты из этих секций, главные инженеры, конструкторы приезжают на предприятие, идут в цех, смотрят документы. И выдают свое заключение: да, процент импорта иностранных материалов, комплектующих, узлов не превышает допустимый, производитель российский. Через полгода приходит проверка, и если я обманул и процент импорта больше, то можете наложить на меня бешеный штраф – готов расписаться, что я сразу за это отвечаю. Выдачу сертификатов надо спустить на региональный уровень, в областное Министерство промышленности. А сегодня, когда ввоз импорта остановлен, указанное постановление правительства – вообще глупость.

– Зная вас, уверена, что вы пытались как-то исправить это непродуманное решение.

– Есть постановление правительства РФ и приказ Минпромторга. Я с ним ничего поделать не могу. Но почему региональному Минпромторгу, соответствующему заместителю губернатора, руководству Торгово-промышленной палаты Тверской области не пойти в Минпромторг и не сказать, что этот приказ надо отменить, потому что он мешает развитию предприятий? Его, что, там расстреляют? Почему ты не защищаешь интересы тверского товаропроизводителя? Где тогда и в чем ваша роль, дорогие наши помощники? Не надо нам помогать – просто делайте свою работу ответственно, профессионально. Как делают ее все хозяйственные руководители на своих предприятиях. У нас не просто свой бизнес, у нас еще люди, за которых мы отвечаем. А вы за что отвечаете? Назовите хотя бы 2–3 показателя, за что вы отвечаете лично.

Да, это уровень не региональный, а федеральный, но регион должен этим заниматься, потому что от этого страдает промышленность.

Недавно замгубернатора Тверской области Иван Егоров собирал директоров, пришло около 150 человек. Наша задача, чтобы он понял, что надо делать и как. Вопросы, которые есть в Твери, есть в других регионах. И он должен позвонить своим коллегам в другие регионы, и надо прийти к федеральному министру уже всем вместе с готовыми предложениями. Тогда это произведет эффект, потому что станет ясно, что предложения серьезные, если их поддержали несколько областей.

– Торгово-промышленной палаты в Тверской области фактически нет, хотя в других регионах это работающий орган. Возможно ли исправить ситуацию?

– Если смотреть список изначальных учредителей ТТПП, большая часть – уже несуществующие предприятия, и таких много, Оленинский леспромхоз например. Сейчас на сайте Тверской торгово-промышленной палаты данные об учредителях отсутствуют, список ее членов тоже отсутствует. Это давняя проблема, ее пытался решить еще губернатор Дмитрий Зеленин, после того как в 2007 году не пустили на заседание ТТПП заместителя губернатора Андрея Лошакова и еще 50 предпринимателей. По сути, это какое-то ООО с непонятными учредителями. И уж точно не выражающее мнения абсолютного большинства предприятий региона, не представляющее интересов территории.

Для того чтобы исправить ситуацию, нужна политическая воля власти, ее ветвей, самого губернатора. Надо ехать в Минпром РФ, Российскую ТПП на уровне не меньше замгубернатора и предлагать, что надо сделать. За пару месяцев можно поменять ситуацию.

Нам нужны не массаж и припарки, не заклинания, нам всем нужна реальная работа власти и бизнеса. Чего мы хотим? Какие у нас цели? Какие следуют задачи? Кто и что должен делать? Кто и за что отвечает? Хватит имитировать деятельность, ситуация не та.

– Сейчас экономисты говорят, что российскую экономику может спасти «новый НЭП».

– Для нового НЭПа надо покончить со старым вредительством.

– Отлично сказано!

Беседовала Мария Орлова

1
1

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика