Тверской трамвай: есть ли шанс восстать из пепла

09.11.2022, 15:48

14 ноября исполнится ровно четыре года, как тверской трамвай исчез с лица города. Сейчас о нем напоминают лишь зарастающие травой линии на проспекте Чайковского или непрекращающиеся демонтажные работы старых путей.

Один из первых в России

открытие трамвайного движения в Твери в 1901 году

«Если в городе есть трамвай, значит, в нем существует советская власть», – провозгласил в свое время «всесоюзный староста» М.И. Калинин. Однако теперь ни советской власти, ни Калинина, ни трамвая в Твери нет.

Первый запуск трамвайного вагона в Твери датируется 28 августа 1901 года. Получается, что Тверь познакомилась с электротранспортом 121 год назад. В этом плане она обогнала даже столицу России, на тот момент Санкт-Петербург, в которой первое трамвайное сообщение появилось только шесть лет спустя.

Первая трамвайная линия связывала площадь Ленина (бывшая Восьмиугольная, Фонтанная, Монументальная, Присутственных мест, Судебная и «Правды» – перечисляем названия в историческом порядке) с Морозовским городком и железнодорожным вокзалом. Тогда это было уникальным и удобным средством дорожного сообщения: помогало экономить время, быстро добираться до заводов, ну и, естественно, испытывать новые впечатления. Однако после революции 1917 года тверской трамвай встал. Простой продлился до 1922 года. В 30-х годах ХХ века трамвай чудом реабилитировался. Количество линий по городу увеличилось в несколько раз. Кроме этого, они стали ширококолейными. Трамвайные линии в этот период пересекли Волгу, дошли до вагоностроительного завода и даже эксплуатировались не только для перевозки людей, но и груза (торфа с Савватьевского торфопредприятия).

Затем оккупация с октября по декабрь 1941 года. И снова тотальное падение: пути разбирали, разбивали, металл продавали или просто вывозили за пределы города. В общем, потребовалось не менее четырех лет, чтобы практически с нуля продумать и отстроить трамвайное сообщение по (тогда уже) Калинину.

трамвай у мечети на Московской площади, 1959 год

А вот 1960–1990-е годы принято считать «золотыми» для тверского трамвая. На 1993 год трамвайная система достигла пика своего развития – в двух депо числилось 248 вагонов…

Но с тех пор тверской трамвай покатился не по путям, а по наклонной. В конце 1990-х закрылось не менее десяти трамвайных маршрутов. В 2000-х прекращает работу трамвайный парк № 1 и еще несколько линий, а вагоны и рельсы находятся в ужаснейшем состоянии. В 2018 году трамваи начали массово сходить с рельс. Особенно часто это случалось на проспекте Чайковского. А трамвай, ушедший в дрифт и перегородивший Новый Волжский мост, на какое-то время стал популярным интернет-мемом. И наконец, к ноябрю 2018 года тверской трамвай просто исчез с улиц города. Хотя сообщалось, что мера по остановке трамвая в городе временная. Меньше чем через месяц после закрытия началась утилизация трамвайных вагонов. К слову, 14 ноября исполнится ровно четыре года, как тверской трамвай существует только в прожектах власти и в памяти тверитян.

Что обещали

фото: архив «Каравана»

Собственно, после того как трамвай стал объективно ненужным видом транспорта, жителям Твери ежегодно начали обещать, что его отреставрируют, восстановят, модернизируют и запустят заново.

Так, в октябрьском релизе 2019 года губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил: «Я думаю, что на восстановление системы трамвайного движения уйдет несколько лет, потому что, еще раз повторю, это должна быть выделенная полоса, современные технологии, система освещения, система проводов – то, что сегодня уже работает в столичных городах России. Я полагаю, что в течение ближайших трех лет мы уже подойдем к установке таких современных трамвайных коммуникаций».

Как видно из комментария, либо все – либо ничего. А точнее, каким-то волшебным образом в одном абзаце соединилось неопределенное «несколько» и достаточно конкретное «три». Поэтому становится немного неясным, почему тверитян так обеспокоил демонтаж трамвайных путей. Ведь ровным счетом «несколько» – это может быть и 3, и 10, и 50 лет.

В том же 2019 году администрация Твери сообщила, что тверской трамвай не планируют исключать из транспортной системы. Это было зафиксировано в генплане города. Линии для такого транспорта расположат вдоль периметра магистралей непрерывного движения. По мнению разработчиков проекта, скоростной трамвай мог бы запросто стать периферийным видом транспорта, который уже есть в некоторых городах, по площади схожих с Тверью.

трамвай «Татра» в Твери

Наличие потенциальных трамвайных путей в новом генплане:

  • из микрорайона Южного за поселком им. Крупской вдоль Константиновского карьера, через проектируемую дорогу к северной границе города, через проектируемый новый мост через Тверцу (в районе деревни Глазково) и с выездом на улицу Фрунзе;
  • проспекты Ленина и Калинина, улица Спартака, проспекты Чайковского, Тверской и Победы, улицы Горького, Благоева и Орджоникидзе, С.-Петербургское шоссе;
  • две трамвайные линии в перспективе должны связать поселок им. Крупской с Комсомольской площадью и с вокзалами, а значит, и с центром города;
  • строительство новых троллейбусных линий в Заволжском районе, а также в продолжении микрорайонов Южный и Мамулино.
трамвай на улице Коминтерна

В 2019 году Тверь взяли пилотным проектом для восстановления трамвая. По словам губернатора области, Тверь оказалась самой подготовленной к этому со своими системами и законами. Глава региона отметил, что трамваи должны ходить по отдельной полосе, а пути будут современными – на специальной резиновой основе.

В 2019 году воплотить этот проект оказалось невозможно, а на следующий год началась пандемия коронавируса. В результате в 2020 году большая часть бюджета региона и страны в целом была направлена на решение более важной проблемы – COVID-19. По данным ТАСС, на мероприятия по борьбе с коронавирусом в Тверской области было выделено более 3,3 млрд рублей из федеральных и областных средств.

В 2020 году в Тверской области произошла транспортная реформа. На дорогах Твери вместо «ошалелых маршруток» появились синие автобусы «Транспорта Верхневолжья». Тогда же в небытие канул троллейбус. Однако на традиционной встрече в прямом эфире губернатор ответил, что тверской трамвай в ближайшем будущем станет аналогом легкого скоростного наземного метро. На тот момент уже все необходимые документы для реализации проекта были готовы.

В июне 2021 года губернатор Игорь Руденя и президент АО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев подписали соглашение о взаимодействии по вопросам развития и модернизации транспорта общего пользования в Тверской области. Тогда же планировали начать реализацию проекта по модернизации трамвайного движения в Твери. Но дальнейших подвижек или каких-то конкретных действий не наблюдалось.

подписание соглашения между Тверской областью и АО «Трансмашхолдинг»

В декабре 2021 года Игорь Руденя вновь заговорил о восстановлении трамвайного сообщения. Он пояснил, что город вошел в федеральную программу по модернизации этого вида дорожного сообщения: «Мы не отказались от этой идеи и стали участником программы. Тверская область в списке первых регионов, в которых будет работать программа субсидирования электротранспорта. Но у нас есть много вопросов по организации инфраструктуры. Сейчас мы рассматриваем восстановление маршрутов № 5 и 11 из тех, которые были раньше».

Увы, в апреле 2022 года стало известно, что Тверская область не вошла в число регионов, которые получат средства федерального бюджета на развитие городского электротранспорта.

Июнь 2022 года. На заседании Законодательного собрания Тверской области говорили о реконструкции существующих трамвайных путей, капитальном ремонте первого трамвайного депо и тяговых подстанций. Также затронули вопрос о закупке 22 новых единиц односекционных трамваев. Тогда же проект о восстановлении тверского трамвая признали социально значимым. Правительство Тверской области подготовило обращение в правительство РФ с просьбой предоставить области субсидию.

Пока в связи с последними событиями в мире вряд ли появится дополнительный бюджет, который можно будет потратить на тверской транспорт.

Как исчезали следы трамвая в Твери

интернет-мем

В 2011 году Тверь лишилась трамвайных путей на проспекте 50 лет Октября (ныне Николая Корыткова), в 2013-м – на улице Орджоникидзе, 2015-м – на улице Туполева и Бурашевском шоссе, в 2016-м – на Комсомольской площади и проспекте Калинина. В 2017 году демонтаж рельс провели на улице Советской. Летом 2019 года трамвайные рельсы окончательно убрали в Пролетарском районе, а также на Горбатке и Хрустальной улице в Заволжском районе. Кроме этого, проспект Победы также подвергся ремонту дороги без учета дальнейшего появления на ней трамваев. В октябре активный демонтаж рельсов и контактной сети происходил на улицах Горького и Благоева. По Горького площадь составила 13,5 тысяч квадратных метров, а по Благоева – около 10 тысяч квадратных метров. Пути убирали для капитального ремонта дорог. В ночь с 29 на 30 сентября 2021 года в Твери демонтирован весь контактный провод.

Возможно, профессиональные дизайнеры и дорожные строители смогут найти место, куда «пристроить» трамвайные рельсы, но простые обыватели и жители города никак не могут представить себе такой проект.

демонтированные рельсы на Санкт-Петербургском шоссе

В июле 2022 года убрали рельсы на Индустриальной улице, в сентябре – на Нововолжском мосту, а в октябре – у остановки «Медсанчасть» на С.-Петербургском шоссе.

Необходимо отметить, что в соответствии с генпланом Твери, о котором говорилось ранее, территория на С.-Петербургском шоссе учитывалась для наличия там трамвая. Однако, как сообщают местные жители, у городской больницы № 7 вместо трамвая появится парковка, что не менее значимо для этого городского объекта.

Проводились ли какие-либо работы по модернизации тверского трамвая? Только в планах. На деле город лишь очищается от ненужного.

современные российские трамваи

Сможет ли тверской трамвай «восстать из пепла»

Вообще, вся динамика продвижения модернизации и восстановления тверского трамвая практически нулевая. У области есть множество документальных соглашений и запросов, однако в последнее время обстоятельства складываются не в лучшую для Тверского региона сторону. Рельсы убирают, дорожное пространство ремонтируют и не оставляют места для новых трамвайных путей, а сам трамвай, с другой стороны, вообще теряет свою актуальность с появлением автобусов «Транспорта Верхневолжья».

Однако Тверской области есть на кого равняться. Чтобы далеко не ходить и не оглядываться на столицу, можно заглянуть в соседний город Смоленск. По площади, населению и инфраструктуре он очень похож на Тверь. Там на рейсы выходит три вида городского транспорта – автобусы, троллейбусы и трамваи. В Смоленске проводятся настоящие восстановительные работы путей и поддерживается их надлежащее состояние. Город обеспечивает жителей современными остановочными павильонами.

трамвай в Смоленске

Расписание движения некоторых трамваев привязано к движению «Ласточек» на железнодорожном вокзале. Это обеспечивает разгрузку общего состояния на дорогах, например, в часы пик. Когда поезд приходит из Москвы, через 5–7 минут подходит определенный трамвай и забирает пассажиров. А с августа 2022 года в смоленском трамвае в тестовом режиме началось внедрение бескондукторной системы оплаты проезда. Нынешней осенью в Смоленске активно ремонтируют ведущие трамвайные пути.

«Трамвай на выделенной полосе – лучшее средство для жителей, чтобы преодолеть пробки», – пишут в социальной сети «ВКонтакте» смоляне.

Ранее «Караван» спрашивал экспертное мнение, согласно которому восстанавливать старые трамвайные маршруты было бы просто бесполезно. Если все же трамвай вернется на улицы Твери, то, вероятно, он не станет таким, как был прежде. Возможно, скоростные трамваи свяжут центр и вокзалы, чтобы разгрузить дорожную сеть. Неплохим вариантом было бы создание конкретно туристических трамвайных маршрутов, это позволило бы сэкономить туристам время на передвижение и глубже проникнуться атмосферой города.

Надеемся, что правительство Российской Федерации все же одобрит и обеспечит финансовую поддержку проекта по восстановления тверского трамвая.

 

Ярослава Белякова

фото: vk.com/tver_tram, архив Тверского краеведческого музея, из коллекции John H.Price, архив «Каравана», пресс-служба правительства Тверской области, ПК «Транспортные системы», vk.com/smolmuttp

1377 1

1 комментарий к “Тверской трамвай: есть ли шанс восстать из пепла”

  1. Уйми же свою буйную фантазию, Руденя,
    Ты совершил в Твери «великих» дел немало:
    Ты с улиц города убрал троллейбус и трамвай,
    Проектам новым положил начало:

    Огородил от любопытных глаз речной вокзал,
    Молитвами нас избавлял от пьянства и от блуда,
    И вроде возродить деревню обещал,
    И ждали мы — а вдруг случится чудо?

    Спустись на землю, губернатор, наконец,
    Ведь сколько сил и средств на ерунду затрачено.
    Сам знаешь – на Тверской земле ты временный «творец»,
    А нам здесь жить судьбою предназначено.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх