Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Тверской святой, которого почитали русские цари

К 500-летию прославления Макария Калязинского

В 2021 году отмечается 500-летие обретения мощей великого тверского святого преподобного Макария Калязинского. Святой Макарий был не просто молитвенником и старцем, он был фактически основателем Калязина и одним из самых выдающихся деятелей региональной истории.

37

Тверской святой, которого почитали русские цариВ 2021 году отмечается 500-летие обретения мощей великого тверского святого преподобного Макария Калязинского. Святой Макарий был не просто молитвенником и старцем, он был фактически основателем Калязина и одним из самых выдающихся деятелей региональной истории.

Накануне дня памяти преподобного Макария Калязинского, который отмечается православной церковью 30 марта, мы взяли интервью у старосты кашинско-калязинского землячества, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова Ярослава Леонтьева.

Тверской святой, которого почитали русские цари
Ярослав Леонтьев

– Что значит преподобный Макарий Калязинский для истории Тверского края и русской истории? Как вы оцениваете его историческую роль?

– Преподобный Макарий был самым первым из всех тверских святых, прославленных в качестве общерусских, а не местночтимых. В истории Тверского края, как и в русской истории в целом, преподобный Макарий сыграл значительную, но пока еще не вполне оцененную роль. Еще при жизни современники называли основателя Троицкого монастыря в Калязине великим старцем, его заслуженно считали продолжателем духовных подвигов преподобного Сергия Радонежского.

Авторитетный и энергичный игумен калязинского монастыря сыграл важную роль в преодолении смуты XV века – феодальной войне 1425–1453 годов, на соборном совещании в Москве в 1446 году усовестив Дмитрия Шемяку и призвав его помириться с Василием Темным путем крестоцелования. Скорее всего, именно он вместе с родным братом – сперва архимандритом Отрочь монастыря в Твери, позднее тверским епископом – мог поспособствовать обручению и венчанию сына Василия II, будущего государя всея Руси Ивана III, с княжной Марией Борисовной Тверской, что обусловило более или менее мирную интеграцию Тверского княжества в централизованное Русское государство.

Заслуживает также напоминания немаловажный исторический факт, что в 1467 году знаменитый русский путешественник Афанасий Никитин получил благословение на свое «хожение за три моря» именно у калязинского игумена Макария.

Тверской святой, которого почитали русские цари– Историки говорят о так называемой монастырской колонизации Руси. Город Калязин обязан своим существованием и процветанием именно преподобному Макарию?

– Статус города Калязин обрел лишь в 1775 году по указу Екатерины II, посетившей макарьевскую Троицкую обитель в 1767 году во время путешествия по Волге на галере «Тверь». Но и до этого, входя в Кашинский уезд, калязинский монастырь и окружавшие его слободы – Подмонастырская, Никольская и Свистушенская – были крупным и важным центром своего края. Достаточно сказать, что в калязинском Троицком монастыре летом 1609 года находилась ставка прославленного воеводы Михаила Скопина-Шуйского – освободителя Твери, Торжка и иных тверских городов, одержавшего при впадении реки Жабни в Волгу близ макарьевского монастыря одну из важнейших побед во время освободительного похода 1609–1610 годов.

Среди богомольцев в калязинском монастыре бывали российские цари, начиная с Ивана IV, которые проявляли особую заботу и рачительность о нуждах обители. Вклады в обитель делали брат Василия III, князь Юрий Дмитровский – главный инициатор прославления Макария Калязинского, Борис Годунов, Михаил Федорович и его мать великая старица Марфа, Косьма Минин и иные правители и знаменитые люди. Патриарх Филарет поименовал калязинский монастырь в грамоте 1626 года «великою обителью», монастырские подворья которой имелись в Китай-городе в Москве, недалеко от Кремля, Дмитрове, Кашине, Угличе и Твери.

В калязинском монастыре в 1654 году, во время свирепствовавшего в Москве «морового поветрия», то есть чумы, пребывали, как мы сказали бы сейчас, на карантине царица Мария Ильинична, супруга царя Алексея Михайловича, со всем ее двором, детьми и патриархом Никоном. Царица в память о своем пребывании в обители исходатайствовала калязину монастырю степень архимандрии.

В 1764 году обитель была признана «первоклассным монастырем», заняв 11-е место в степенной лестнице монастырей России, и была единственной обителью столь высокого ранга в Тверской епархии вплоть до своего закрытия в начале 1920-х годов. Очень часто, как правило, настоятели калязинского монастыря одновременно являлись ректорами Тверской духовной семинарии. В Твери при мужской гимназии имелась домовая церковь во имя Макария Калязинского. Рассказывать о его роли можно было бы очень долго.

– Говорят, что монастырь можно было не взрывать?

– История о варварских взрывах соборов одного из самых значимых монастырей в средневековой Руси и его затоплении Волголагом НКВД, несмотря на то, что его можно было спасти, если бы было осуществлено обвалование (менее затратное, чем сами взрывные работы), это тоже долгая и печальная сага. О ней подробно рассказывается в экспозиции «Фрески затопленного монастыря», которая открылась в сентябре прошлого года в стенах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, рядом с Московским Кремлем. Очень рекомендую всем читателям вашего еженедельника ее посетить.

Тверской святой, которого почитали русские цари– Насколько сейчас, на ваш взгляд, хорошо изучена фигура преподобного Макария Калязинского?

– После выхода в прошлом году фундаментальной работы лучшего знатока фигуры Макария Калязинского, замечательного тверского историка Галины Сергеевны Гадаловой «Преподобный Макарий Калязинский. История почитания» и трех сборников Макарьевских чтений под общим названием «Преподобный Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской» мы значительно продвинулись вперед на пути изучения личности преподобного Макария, его окружения и духовного наследия. Но точку делать еще рано.

– Какую характеристику вы как историк дали бы преподобному Макарию Калязинскому? Почему люди, даже далекие от православия, должны его знать?

– Это был один из самых выдающихся русских святых своего времени. Известный историк русского зарубежья Георгий Федотов в популярной книге «Святые Древней Руси» пишет о XV веке как о «золотом веке русской святости», указывая: «Можно назвать имена, и не связанные непосредственно с обителями преп. Сергия (Радонежского) и Кирилла (Белозерского)».Таковы оба Макария, Калязинский и Унженский (или Желтоводский), из которых первый вышел из Тверского Кашина, второй — питомец Нижегородского Печерского монастыря.

Любой школьник знает о благословлении Сергием Радонежским Дмитрия Донского. Мне кажется, что хотя бы каждый тверской школьник должен точно так же знать о благословлении Макарием Калязинским Афанасия Никитина. А о роли калязинского монастыря в преодолении Смутного времени в начале XVII века надлежит знать каждому ревнителю истории – и тверитянину, и москвичу.

Беседовал Андрей Сабынин

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика