Тверские кинотеатры закрываются?

Или как санкции повлияют на российскую киноиндустрию

09.03.2022, 12:58
кинотеатр «Звезда» в Твери (фото: Андрей Сабынин)

 

Вероятность прекращения существования кинотеатров в Твери приблизилась к критически высокой отметке. Об этом «Каравану» заявили представители «Звезды».

«Каждый день все меняется, – сказала менеджер по прокату «Звезды». – Еще в тяжелые ковидные времена мы вошли в режим жесткой экономии. Выручка кинотеатра сократилась на 70–80 процентов. В 2021 году пришлось массово сократить сотрудников, чтобы бизнес попросту мог существовать. Только в конце прошлого года после выхода в прокат таких фильмов, как «Веном» или «Человек паук: Нет пути домой», мы почувствовали, что не все так безнадежно. Но сейчас, судя по санкциям зарубежных кинокомпаний, ситуация усложнится в несколько раз по сравнению с ковидным кризисом».

Если вы еще не в курсе, то сообщаем: многие страны наложили на Россию жесткие санкции – сейчас их количество сопоставимо с тем, какое в свое время накладывали на Иран. Только Иран душили в течение нескольких десятилетий, а Россию изолировали от внешнего мира за полторы недели.

На момент сдачи материала в печать пять крупнейших киностудий мира заявили о приостановке прокатов своих фильмов. Это Disney, Sony, Warner Bros., Paramount и Universal. В российских кинотеатрах мы точно уже не увидим такие громкие премьеры, как «Бэтмен», «Морбиус», «Я краснею», «Затерянный город», а также «Соник-2 в кино», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Базз Лайтер» и «Фантастические твари – 3: Тайны Дамблдора».

Отчаяние владельцев кинотеатров легко объяснить. В последние годы доля российского кино в прокате колеблется в районе 25–33 процентов, поэтому можно предположить, что все остальные деньги приходятся на американские блокбастеры. Соответственно, нет блокбастеров – нет и значительной части заработка. А закон построения бизнеса гласит: нет денег – нет и дела. А это значит, что количество кинотеатров в России может изрядно сократиться.

Понятно, что сейчас все попросту напуганы и обеспокоены: неизвестно, что будет завтра. Поэтому сегодня строить картины мрачного будущего – плевое дело. Но миссия журналиста не в этом. Она заключается в том, чтобы помочь читателю выстроить в голове конструктивный образ мышления. Так что давайте взвешенно пофантазируем, что ждет российскую киноиндустрию, если санкции не отменят в ближайшее время.

Во-первых, мы можем вернуться во времена процветающего пиратства. Кассеты или диски с записанными зарубежными фильмами снова появятся на полках наших шкафов. Вместе с тем возможно возвращение одноголосых переводов (лишь бы не гнусавых, как у Гаврилова), ведь зачем профессиональным студиям переводить зарубежные фильмы на русский язык, если их все равно не пустят в российский прокат. Многие с теплотой отзываются о девяностых и начале нулевых именно потому, что тогда пиратские кассеты с одноголосым переводом Гаврилова вызывали неподдельный восторг. Правда, среди таких людей много тогдашних детей, а также взрослых, доселе не видевших американских фильмов, так сильно отличающихся от привычных советских произведений.

Во-вторых, в кинопрокате может появиться больше российских фильмов. Их и сейчас много – из-за дефицита премьер кинотеатры решили даже вернуть в прокат «Холопа», «Движение вверх» и «Батю», которые впервые появились на больших экранах в 2017, 2019 и 2021 годах. Есть все основания полагать, что при отсутствии конкуренции с западными кинокартинами искусственно создастся спрос на фильмы отечественного производства. Их кассовые сборы точно увеличатся – российские кинокомпании станут больше зарабатывать (если в условиях плавающего курса рубля это можно назвать «большим» заработком). Больше денег, больше интерес аудитории – больше развития, а значит, и лучше качество произведенного контента.

Также есть вероятность, что российские кинопроизводители перестанут ориентироваться на западное кино, поэтому фильмы вроде «Движения вверх» или «Защитников», авторы которых, очевидно, вдохновлялись американскими картинами «Мираж на льду» и «Мстители», преобразуются в нечто уникальное, русское. Если заглядывать далеко в будущее, то на территории нашей страны возможно образование российского аналога индийского «Болливуда», известного своим кино. Отечественные фильмы, снятые в Советском Союзе, тем и интересны, что в них практически не прослеживается влияние западной киноиндустрии. Они уникальны. Возможно, к такой же уникальности мы и придем в условиях прогнозируемого железного занавеса XXI века.

В то же время некоторые опасаются, что российские кинодельцы окончательно забьют на качество своих поделок, которое и в мирные времена вызывало массу вопросов. А зачем им стараться, если люди и так будут вынуждены смотреть только их? Поэтому, возможно, мы еще сильнее будем возмущаться поделками Фонда кино, снимающего свои картины на наши налоги.

В-третьих, Китай пока еще не вводил санкции против России. Если так все и продолжится, то их студии не запретят нашим кинотеатрам показывать свои фильмы и анимацию. Возможно, китайская анимация (аниме) проникнет в российский прокат. На данный момент среднестатистическим русским человеком аниме воспринимается как «тупые мультики для тупых детей». Но мы живем в эпоху перемен, так что общественное мнение может легко измениться, тем более что оно слишком однобоко и, не побоимся этого слова, ошибочно. Такие мультфильмы, как «Легенда о Хэй» (2019) или «Гнездо дракона» (2014), могут похвастаться и интересными визуальными решениями создателей, и глубиной сценария.

Нюансов может быть еще очень много, но мы выделили самые очевидные и значимые с точки зрения редакции «Каравана». И если посмотреть на них объективно, то не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Некоторые вообще говорят, что и без этих ваших Гарри Поттера с Человеком-пауком мы легко обойдемся. Дай бог, чтоб так оно и было. Но есть ощущение, что культурная блокада Запада окажет на жителей России и Твери в частности огромное негативное влияние, которое послужит толчком к дальнейшему развитию.

Кирилл Салимов

397 0

Оставьте комментарий

Лента новостей
Прокрутить вверх