Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Три поколения тверской живописи

265

Три поколения тверской живописи

Выставка «Сохраняя традиции» лучших тверских художников трех поколений открылась в Тверском городском музейно-выставочном центре.

Традиции сохранили и передали молодому поколению лучшие художники классической станковой живописи Верхневолжья. Доказательство в работах: все наши прославленные пленэры, пейзажи-жемчужины, сокровенные православные обители, художественные дачи и очень узнаваемые портреты современников на полотнах.

Три комнаты большого зала центра представляют всех лучших авторов тверской земли с начала XX века до самых молодых, учеников. Всего зрители увидят более 100 произведений 14 художников, отражающих всю мощь тверской школы русского реализма. Дополнили их несколько гипсовых бюстов работы А.М. Спиранского (подлинники, собрание ТГОМ), среди них – стахановец-литейщик завода им. 1 Мая И.Д. Кошкин, народная артистка РСФСР Н.В. Гончарова и др.

Анатолий Михайлович Спиранский – первый профессиональный скульптор, который связал личную и творческую судьбу с Тверью, он член Союза художников СССР (1941). Его главная заслуга для потомков заключается в том, что он завершил галерею скульптурных портретов известных людей Верхневолжья.

Три поколения тверской живописи

Стоит отметить, что большую часть работ мэтров, уже ушедших из жизни, предоставил Тверской государственный объединенный музей из своих фондов.

В.С. Солодов грустил о смене эпох, это его вдохновило на создание серии работ «Тверь уходящая». Она полностью была приобретена тверским музеем. Лучшие работы можно увидеть на данной выставке.

Замечательно, что старейшая работа – пейзаж маслом 1947 года «На току» Константина Первухина тоже из собрания ТГОМ. В покоцанной раме, на холсте с музейными пометками и шифрами дерутся два глухаря на лесной поляне в ревнивой схватке…

Куда же без советской темы и соцреализма?! Показательно почти монументальное полотно авторов В.И. Волкова и В.Ф. Шумилова «Первый тверской губернский съезд комсомола в 1918 г.» (1958). Проходил он в бывшем дворянском собрании, чья судьба сейчас решается действующим губернатором.

Говоря о содружестве художников, их совместных выездах на художественные дачи, конечно, нельзя не сказать о Вячеславе Федоровиче Шумилове. На выставке представлены его пейзажи, и один из самых узнаваемых – «Неожиданный снег» (1981), а также его знаменитая «Осень» (1981). Чтобы показать мастерство автора и в портретной живописи, в особой зоне показана его портретная работа героя Советского Союза П.Т. Коробкова (1975). Как-то сразу понимаешь, что это не советская заказуха, а проникновение в личность и судьбу героя.

В том же зале есть картины из частного собрания известного московского коллекционера, некогда нашего земляка… Организаторы взяли пейзажи Волкова и Солодова из его «тверской коллекции».

В частности, на выставке представлена картина «У Фирсановской сторожки» (1969) авторства Волкова и пр.

В Волкова невозможно не влюбиться, Василий Иванович удивительно сочетает в своих пейзажах красивую стать среднерусской полосы с элементами внедрения технического прогресса. В картине «Вереск цветет» (1979) заливные поля делят пополам высоковольтные вышки.

Нельзя не отметить и замечательные работы Ефрема Ивановича Зверькова, на этой выставке показан его объемный пейзажный триптих из произведений с 1962 по 2000 год. Слава богу, теперь его творчеству посвящена целая галерея и под ее кровом проходят тоже замечательные вернисажи.

Три поколения тверской живописи

Второй мини-зал отдан «взрослым» художникам. Николай Сергеевич Давыдов показывает серию работ из Афона: «Монастырь Симонопетра. Афон», «Скит Богородицы с видом на г. Афон» и др. Все эти виды, конечно, отличает средиземноморская цветистость, немного другая церковная архитектура, но они все же подчеркивают, как близки наши культуры и как мы едины в православии.

Богато представлено творчество народного художника РФ Людмилы Юга. Актуальна в юбилейный год серия, посвященная Афанасию Никитину, интересен триптих портретов русских цариц Евдокии Стрешневой, Натальи Нарышкиной и Евдокии Лопухиной.

Мне лично больше близка серия работ, сделанных в Красном Холме, когда, рисуя обломки Покровского собора, Никольского и Вознесенской церкви, она на заднем плане их фантазийно и предельно исторично возрождала в дымке и вроде как оправдывалась: «…ибо не ведают, что творят».

Три поколения тверской живописи

К слову, когда наши семейные картины я привозил тоже для участия в выставке, Людмила Георгиевна в мыле носилась и покрикивала на мужиков: «Где вас носит, Коля, сам распаковывай, мне некогда!» Она по дружбе и по соседству с галереей помогла куратору этой выставки, руководителю Калязинской художественной школы художнику Михаилу Вячеславовичу Стоячко (член Союза художников России, академик Петровской академии наук и искусств).

Его пейзажные работы отмечены особым отношением к цвету, он мастер колористики. На выставке появились и его студентки, они с гордостью и любовью показывали его фамилию на афишах!

В дальнем зале сразу бросаются в глаза портреты В.В. Семенова, причем не только современников, но и исторических личностей. Например, «Макарий Калязинский, чудотворец» (2021). Сам автор рассказал, что работа далась ему непросто, были проблемы с глазами, даже доходило до мистики: изображение иногда исчезало.

Также представлены пейзажные работы Михаила Вячеславовича «Дом у Волги» (2016), «Церковь на Свистухе (2016), «Март в Калязине» (2017), свежая работа «Калязинская колокольня» (2020).

Есть и тверские места, чувствуется, он любит все водные просторы Верхневолжья, особенно если они несут православный заряд и историю. Например, работа 2016 года «Монастырь Святой Екатерины».

Интересен триптих Владимира Павловича Абрамовича 2011 года «Каска победы», «Шинель победы. 9 мая», «Гимнастерка. Память». Такой военный натюрморт, с ключевыми деталями среди военных фотографий, икон. Без излишнего пафоса, все четко и понятно.

Замечателен портрет отца художника «Ожидание (Пилот ПЕ-2)» 2020 года. Смотрители зала рассказали, что коллекционеры много раз пытались купить этот портрет, но он его не продает: писал отца по памяти, и это для него святое.

Все работы приковывают взгляд, у каждой можно стоять часами. Главное, что они не загадки загадывают, как творчество «актуальных» художников, а говорят, о чем действительно душа болела у художника, во что он влюблен, что хотел бы сберечь и передать молодым, приходящим на смену.

Выставка будет работать до 3 октября.

Николай Вихров

 

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика