Такси в Твери: за город не поедем!

25.05.2022, 17:29

Депутаты Госдумы в мае рассмотрят в первом чтении очередной законопроект, регламентирующий таксомоторные перевозки. Напомним, что закон «О такси» пытаются принять почти 10 лет.

Новый проект в Думу внесло правительство РФ. Ожидаются жаркие споры и многочисленные поправки. В новом законопроекте «О такси» предлагается прописать ответственность агрегаторов и таксопарков за возможные аварии. Будет ли эта норма работать, зависит от подзаконных актов и правоприменительной практики.

Сейчас агрегаторы часто избегают ответственности, ссылаясь на то, что они просто служба заказа, а не организатор перевозки. Таксопарки, как правило, вообще существуют только на бумаге.

В законе прописано создание единых реестров таксопарков и таксистов. Все водители получат персональный ID. В документе прописаны требования к установке в такси таксометров (можно использовать мобильное приложение) и устройств для контроля за вниманием и усталостью водителя. Регионы получат право принять свои подзаконные акты, прописав в них тестирование на знание города и объектов культурного наследия. В такси не смогут работать водители с непогашенной уголовной судимостью. Не допустят за руль и тех таксистов, которые имеют более трех неуплаченных штрафов за нарушение ДТП.

В законопроекте сказано, что работать таксисты смогут только на территории субъекта, в котором они получили лицензию. На территорию соседнего региона они смогут заехать, только если везут туда пассажира из своей области. Власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и граничащие с ними регионы смогут прописать максимальное количество машин такси и установить минимальный размер тарифа на перевозки. Значит, такая возможность будет и у Тверской области.

В проекте закона сказано, что все агрегаторы должны будут предоставлять ФСБ автоматиризованный удаленный доступ к своим данным и информационным системам получения, обработки и хранения заказов. Пока непонятно, о каких данных конкретно идет речь. Сейчас агрегаторы предоставляют информацию по запросу спецслужб. На это уходит порядка двух недель. В ФСБ считают, что для сохранения национальной безопасности им необходим доступ в режиме онлайн.

В случае принятия закона агрегаторы такси будут обязаны открыть филиалы в субъектах, где работает более 5000 машин в сутки. Вряд ли это коснется нашей области. По усредненным данным, в Твери и других городах региона на линию каждый день выходит 1500–2000 таксистов.

Предполагается, что в законе пропишут обязанность для таксистов проходить предрейсовые медицинские и технические осмотры. Однако непонятно, кто за это будет нести ответственность: сам водитель, таксопарк или агрегатор. Ждем конкретики.

Страсти вокруг самозанятых

 

Новый закон «О такси» даст право самозанятым заниматься таксомоторными перевозками. Они смогут заключить договор с таксопарком или напрямую с агрегатором такси. Но, возможно, потребуется внести изменения в закон «О самозанятых», потому что сейчас платящие налог на профессиональный доход не могут заниматься лицензированным бизнесом. И это настоящая юридическая коллизия. По самым скромным оценкам, в такси в качестве самозанятых в России трудится порядка 200 тысяч человек.

На это обратила внимание Пресненская межрайонная прокуратора города Москвы. Она еще в 2021 году подала в Пресненский районный суд иск в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Яндекс.Такси» об обязанности внести изменения в оферту на заключение договора на оказание услуг по предоставлению доступа к сервису «Яндекс-такси». Прокуратура посчитала, что агрегатор не имел права заключать договоры с самозанятыми, потому что это противоречит действующему законодательству.

Представители «Яндекса» пытались доказать, что они просто сервис обмена информацией, а не такси. А обмениваться информацией закон не запрещает. Однако на сторону прокуратуры встал департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Его специалист пояснил, что суть заключаемых «Яндекс-такси» договоров сводиться не к обмену информацией, а к организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. В итоге суд удовлетворил требование прокуратуры.

Скорее всего, «Яндекс» будет обжаловать это решение. Агрегатор по-прежнему заключает договоры с самозанятыми через свой сайт и приложения, обещая им щедрые бонусы.

За город не поедем

 

Существующее регулирование такси давно устарело. Агрегаторы пользуются несовершенством законов, по сути, диктуя свои правила водителям и пассажирам. Это привело к тому, что вызов такси становится лотереей. В онлайн-журнале «Тинькофф» бывший житель Твери рассказал о том, как решил посетить родной город спустя 8 лет после переезда в Москву. Он жил за 1,5 километра от города и не мог доехать до Твери. Дело в том, что таксисты «Яндекса» сейчас не видят конечную точку маршрута, пока не доедут до пассажира.

«Водители просто проезжали мимо меня, хотя я был готов заплатить 350 рублей за четыре километра пути. Пришлось идти до автобуса», – рассказывает бывший житель Твери.

И эта проблема существует во многих городах России. Работа в такси превратилась в квест со сложными правилами, бонусами и рейтингами. И это еще одно доказательство того, что сфере таксомоторных перевозок нужно прозрачное, современное и понятное регулирование.

 

Андрей Сабынин

фото: freepik.com/lookstudio, nsn.fm, Андрей Сабынин

240 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх