Скрепы настоящие и выдуманные

209
Скрепы настоящие и выдуманные
Елизавета II

Концентрация исторических событий нарастает. На минувшей неделе нас окончательно покинул ХХ век, «ожили» сцены из пророческого «Убить дракона» Евгения Шварца и произошло еще много всяких важных событий. А Тверская область вялотекуще провела ряд местных выборов, в том числе в Твери, и получила нового министра культуры.

Конец золотого времени

Скрепы настоящие и выдуманные
Королева и герцог Эдинбургский на балконе Букингемского дворца после коронации Елизаветы. Лондон, 02.06..1953

Смерть королевы Великобритании Елизаветы II можно сравнить по значимости с кончиной ее прапрабабушки королевы Виктории, олицетворявшей английское XIX столетие. Елизавета II – это послевоенный ХХ век, золотое, как выяснилось, время.

Она была безумно популярна, когда была маленькой девочкой, фотографии английской принцессы украшали дома европейцев перед Второй мировой войной. Кстати, в ту войну будущая верховная главнокомандующая служила, водила армейский грузовик.

Потом отношение к королеве бывало разным, временами очень прохладным. Но когда Елизавета стала очень старенькой бабушкой, весь мир полюбил ее с удвоенной силой. Ибо пока она была жива, в мире было немного уютнее, был тот островок стабильности и традиций, за который хотелось держаться. Эти ее шляпки или платочки по моде 1960-х, сумочка на согнутой руке, собачки корги, медвежонок Паддингтон, с которым она так мило пила чай в честь 70-летия своего восшествия на престол… Сказка, которая казалось вечной.

Можно позавидовать тому, как она ушла. В 96 лет, на год пережив любимого мужа, за день до смерти успев поприветствовать 15-го на ее веку премьер-министра – Лиз Трасс (первым был Черчилль). Несколько часов полежала, попрощалась со всеми родными и мирно отошла к Господу.

Что символично, королева умерла через неделю после первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева, тоже прожившего, пожалуй, дольше всех отечественных руководителей всех времен. И многие отметили, что эти две смерти завершили подзадержавшийся исторический ХХ век, открыли нам дверь в неведомое пока будущее.

Теперь Великобританией правит Карл III, которого все эти годы мы знали как принца Чарльза. Почему Чарльз вдруг стал Карлом? На родине его называют по-прежнему, это, в общем, одно и то же имя, просто в российской исторической традиции принята латинская транскрипция королевских имен. Поэтому Джордж у нас Георг, Джеймс – Яков, Вильям – Вильгельм, Генри – Генрих, да и Елизавета в Англии всегда была Элизабет. Два Карла уже были, теперь вот еще один входит в историю.

Потомок Михаила Тверского

Скрепы настоящие и выдуманные
Карл III

Между прочим, Карл III является прямым потомком князя Михаила Тверского. Да и царскому дому Романовых он ближайший родственник.

Сын князя Михаила Ярославича Тверского Александр Тверской выдал свою дочь Иулианию за князя литовского Ольгерда. Она родила от него Ягайло, основателя польской династии Ягеллонов. Сын Ягайло король польский Казимир IV выдал свою дочь Софию за маркграфа Бранденбурга Фридриха I, их сын Казимир Бранденбург-Кульмбахский выдал свою дочь Марию Бранденбург-Кульмбахскую за курфюрста пфальцского Фридриха III Благочестивого, а внук этой пары Фридрих IV Пфальцский выдал свою дочь Елизавету Шарлотту за герцога Пруссии Георга Вильгельма. Их сын Фридрих Вильгельм Бранденбург-Шведтский, герцог Прусский, стал отцом маркграфа Бранденбург-Шведта Филиппа Вильгельма, внучка которого Фридерика Доротея Бранденбург-Шведтская, выйдя замуж за герцога Вюртембергского Фридриха II Евгения, родила в том числе и дочь Софию Доротею, в православии ставшую Марией Федоровной, вышедшую замуж за наследника российского престола Павла I и родившую императора Николая I, сын которого великий князь Константин Николаевич выдал свою дочь Ольгу замуж за греческого короля Георга I. От этого брака родился в том числе принц греческий и датский Андрей, сын которого Филипп, женившись на наследнице престола Великобритании Елизавете, стал отцом нынешнего короля.

Короли – профессия международная. Какого народа корону надел, к такому народу и относишься. Когда-то во время визита в Австралию на принца Чарльза напал сумасшедший с пистолетом, и все были поражены тому, что он лишь слегка отшатнулся и поправил запонки. Его спросили, как ему удалось сохранить такое хладнокровие, и он ответил: «Нашу породу выводили тысячу лет». Много поколений представители этого рода были на виду каждую минуту, а это довольно тяжелый труд. Мать нынешнего короля справилась с этой работой. Теперь в 73 года Чарльзу предстоит показать, какой получится из него король. Пусть короли при конституционной монархии не принимают решений, но они являются огромной традиционной скрепой, той самой, которой так не хватает России, мы свои традиции растеряли за 70 лет советской власти.

Политическая пассивность как главная скрепа

Скрепы настоящие и выдуманные
фото: пресс-служба правительства Тверской области

Но вернемся из Туманного Альбиона на родную землю. В минувшие выходные Москва праздновала День города. С участием президента Путина открывалось самое больше в мире колесо обозрения, палили салюты.

Понятно, что все планировалось заранее, но в этот раз торжества и фейерверки трагически совпали с тем, как ухудшилось для наших войск положение на фронтах СВО. Поэтому параллельно с новостями о московских фейерверках телеграм-каналы турбопатриотов, всякого рода военкоров, гнали волну на тему «Что это – трусость или измена?» (фраза, произнесенная в 1916 году председателем Государственной думы Павлом Милюковым).

Не знаю, как будут развиваться события к моменту выхода нашей газеты, мы не собираемся отбирать хлеб у военкоров. Отмечу лишь, что большая часть населения России старается делать вид, что жизнь идет как прежде. И День города в Москве был рассчитан именно на этих пассивных граждан. Ультрапатриоты, как и ультралибералы, могут оказаться на политической обочине именно потому, что им больше всех нужно. А это в нашем отечестве всегда считалось подозрительным.

Выборы в Тверскую городскую думу 11 сентября прошли при явке чуть больше 12 процентов и с совершенно предсказуемым результатом именно потому, что население пассивно и занимается своими делами. Если бы явка была больше 50 процентов, могли бы быть сюрпризы, а так пришли люди, которым было велено проголосовать и сказано, за кого отдать свой голос. Сушка явки, демотивирование избирателей – это один из самых характерных признаков выборов в последние годы. Впрочем, об этом у нас в номере – отдельная статья.

Московская актриса и девочка из Кимр

Скрепы настоящие и выдуманные
Ксения Глинка

Еще один местный околополитический сюжет: в Тверской области, наконец, появился министр культуры, и это не какой-нибудь чиновник, а московская актриса театра имени Чехова, звезда сериалов Ксения Лаврова-Глинка. Как занесло ее на чиновничьи галеры? Выдержит ли она?

Известно, что Ксения – дочь покойного главного режиссера Кимрского драматического театра народного артиста России Олега Лаврова, очень уважаемого в театральной среде, на спектакли которого ездили из Твери, Москвы и Подмосковья. Она выросла в буквальном смысле слова за кулисами и, судя по всему, представляет, с какой публикой придется иметь дело. Нет более склочной среды, чем среда провинциальной интеллигенции, где у всех уязвленное самолюбие и нереализованные амбиции. Со времен детства Ксении Олеговны все стало только хуже. Тогда на ключевых постах были такие глыбы и матерые человечищи, как директор областной филармонии Владимир Боярский, главный режиссер Тверского театра драмы Вера Ефремова, директор краеведческого музея Юрий Бошняк. Сейчас руководителей такого масштаба не осталось.

Долгие годы невнимания руководства области к вопросам культуры создали кризисные ситуации практически на каждом шагу, который предстоит сделать новому министру. Очень тяжелая ситуация в Тверском академическом театре драмы. После смерти Веры Ефремовой там нет художественного руководителя, в данный момент тяжело болеет директор, то есть наступило полное безвластие. В Кимрском и Вышневолоцком драмтеатрах ситуация не лучше, в Тверском театре кукол тоже все грустно. Лишь один ТЮЗ продолжает жить и работать, потому что проблема художественных руководителей решена в нем в пользу продюсерского театра, но этот вариант возможен только при наличии сильного продюсера, которого тоже надо найти. В филармонии – несколько странный, на наш взгляд, руководитель, протеже депутата Госдумы Веремеенко.

Непонятная ситуация сложилась вокруг краеведческого музея, который вот-вот могут выселить в здание художественного училища за Волгой, а тверитян и туристов лишить возможности знакомиться с историей региона. Художественное училище, некогда славное своими выпускниками, чахнет в каком-то временном здании, которое рискует стать постоянным.

При этом в культурной сфере Твери и области много современных и интересных людей, на которых можно опереться, это «Рельсы», «Живое слово», фонд «Отчий дом». Есть очень интересные проекты в Торжке (Татьяна Соколова), Бежецке (Юрий Щегольков). Но они не заточены под работу с властью и не стремятся к контактам с ней.

Если бы, как в былые времена, регионы соревновались за привлекательный имидж, а губернаторы за предвыборный потенциал, культура была бы ценным капиталом. Но сегодня таких целей не ставится, культура рассматривается как собес. Поэтому у губернатора Рудени одна стратегия – все культурные здания отдать в ведение директора картинной галереи Татьяны Куюкиной, и пусть оно рушится. Так, в ведении Куюкиной находится пустующий Дом офицеров, путевой дворец в Торжке, бывший кинотеатр «Вулкан» и даже знаменитый речной вокзал в Твери, обрушившийся вскоре после передачи картинной галерее.

В общем, Ксении Лавровой-Глинке не позавидуешь, особенно если учесть вспыльчивый нрав губернатора Игоря Рудени. Может быть, протекция Сергея Безрукова, актера, сыгравшего всех выдающихся деятелей всех времен и народов, защитит ее от вспышек начальственного гнева?

Мы продолжаем наблюдать за событиями. Оставайтесь с нами.

 

Мария Орлова

фото: globallookpress.com, Keystone/ Hulton Archive, Ben Stansall/ AP, пресс-служба правительства Тверской области 

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика