Симулякры ноября-2022: украинские танки на набережной Твери и загадки истории

30.11.2022, 15:45

Прошлая неделя запомнилась Тверской области неожиданно выпавшим снегом, который и не думает таять, и колоннами военной техники под жовто-блакитными прапорами прямо в центре Твери.

Украинская бронетехника на набережной Волги

Не уверена, что разгар исторических событий – самое время снимать художественные фильмы об этих самых событиях. Выйдет наглядевшаяся российских телевизионных ток-шоу про укронацистов пожилая тверитянка на улицу, увидит украинскую бронетехнику прямо на набережной Степана Разина и схлопочет сердечный приступ.

И тем не менее фильм «Музыкант» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации несколько дней снимался в Твери. Картина режиссера Давида Дадунашвили повествует о европейском музыканте, который оказывается на Украине во время проведения спецоперации ВС РФ и становится очевидцем преступлений киевского режима против своего народа. Почему-то именно Тверь, классический русский город, и берега Волги, совершенно непохожей на Днепр, показались съемочной группе подходящей натурой, чтобы изобразить Украину.

Актеры в украинской военной форме робко прятались за машины. Но, надо сказать, особой вражды со стороны мимо проходящих граждан не чувствовалось. Было простое любопытство. Некоторые кричали: «Хлопцы, откуда вы тут? Распрягайте кони!»

Жителей Твери набирали в массовку, предлагали сниматься в ролях террористов и их жертв. Вряд ли получится большой шедевр, но как памятник эпохи такой фильм имеет право быть. Ну и Тверь примерила на себя ощущение, которое последний раз испытывала в 1941 году, когда вражеские танки появились на центральных улицах.

Загадочные «загадки истории»

на фестивале «Цифровая история» в Твери

Еще одна загадочная гастроль на прошлой неделе – заехавший в концертный зал «Панорама» в Твери научно-популярный фестиваль «Цифровая история». В первый день Ксения Чепикова рассказала посетителям, за что сожгли Джордано Бруно, Любовь Ульянова размышляла, подделала ли царская охранка протоколы сионских мудрецов. Кроме этого, Елена Браун открыла тверитянам тайну, кто же все-таки писал под псевдонимом Шекспир. Кирилл Назаренко предположил в своем выступлении, что спасло Россию от участи стать колонией, а министр культуры Москвы Александр Кибовский объяснил, с кого Суриков писал образ Пугачева для своего этюда, который хранится в Тверской картинной галерее (само произведение живописи присутствовало на сцене). На второй день историки тоже пытались разгадать тверские исторические загадки. Выступление профессора МГУ Ярослава Леонтьева отвечало на вопрос «Какую роль сыграла битва за Тверь в Смутное время?» А Александр Филюшкин, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран СПбГУ, разгадывал тайну, убивал ли Малюта Скуратов митрополита Филиппа в тверском Отрочь монастыре.

Загадочным этот фестиваль показался мне потому, что, несмотря на ряд блестящих лекций, прошел совершенно незаметно для тверской общественности. Сложилось впечатление, что даже зрителей выступавшие привезли с собой. Потому что я, человек всю жизнь живущий в Твери и посещающий все подобные мероприятия, из знакомых лиц увидела в зале только сенатора от Тверской области Андрея Епишина и его преемника на посту спикера Законодательного собрания Тверской области Сергея Голубева. Ну и пресс-службу Заксобрания.

Кстати, жена Андрея Епишина, Мария Епишина, в перерыве между лекциями спела романс. Красивая, и поет она хорошо. Наверное, тверитяне с удовольствием узнали бы об этом, если бы у мероприятия была реклама.

История как надзирательница

Неделей раньше проведенный Любовью Кукушкиной и лекторием «Живое слово» фестиваль медиа и коммуникаций в кинотеатре «Звезда» прошел гораздо ощутимее для города. Люди постили свои фото на этом фестивале в соцсетях, шла оживленная дискуссия.

Оказалось, что Твери последней повезло увидеть фильм Александра Архангельского про голод в Поволжье в начале 1920-х годов – после этого у фильма отозвали прокатную лицензию. Почему-то власть решила, что в знании о том, как весь мир объединился, чтобы спасти от голода русских крестьян, сейчас будет увидена какая-то крамола. А ведь с голодом в Поволжье боролись американская благотворительная организация АРА, английские квакеры, фонд знаменитого полярного исследователя Нансена. И советская власть не постеснялась позвать их на помощь.

Отношение к истории в наше время в России стало каким-то гипертрофированным. Президент Путин регулярно рассказывает о своем видении истории тех или иных периодов, французский президент Макрон был вынужден при каждом телефонном разговоре выслушивать целую лекцию по истории.

Я спрашивала недавно у декана факультета культурологии РГГУ Галины Ивановны Зверевой, почему сегодня истории отводится такая непропорциональная роль. Она ответила, что в ситуации, когда будущее неопределенно и, скорее всего, страшно, а настоящее не удовлетворяет, в сознании человека прошлое занимает место, которое должно было бы занимать настоящее и будущее. Там начинаются поиски вдохновения, ищутся рецепты от проблем сегодняшнего дня.

Для меня это болезненный личный вопрос. Я очень люблю историю, знаю ее, хотела посвятить ее изучению жизнь. Долгие годы мне тоже искренне казалось, что в прошлом можно найти ответы на вопросы настоящего. Наш главный редактор Геннадий Климов, мой самый близкий друг, в своих исторических изысканиях уходил вообще в дальнюю даль тысячелетий – наши читатели помнят его статьи. Я-то знала, что, пытаясь разобраться в незапамятной древности, он пытается разобраться в себе, одной ногой стоящем в архаичной послевоенной воронежской деревне, а другой – шагая куда-то в следующее столетие.

Теперь после смерти Геннадия Климова я точно понимаю, что история не дает подсказок настоящему и будущему. Она не учительница, она в лучшем случае надзирательница. Дает по лбу тем, кто не делает выводов из ошибок прошлого.

А важно – именно настоящее. Причем чем ближе к вам это настоящее находится, чем более вы в силах на него повлиять, тем лучше.

 

Мария Орлова

фото: ТИА, vk.com/dighistory, vk.com/lectory_69, архивное фото

331 1

1 комментарий к “Симулякры ноября-2022: украинские танки на набережной Твери и загадки истории”

  1. Все, что в прошлом было построено,
    Не считают теперь достоянием.
    Кто сказал, что нынче развитие?
    Это проще назвать — SOSтоянием.
    Память истории тает во времени —
    Рушатся здания, имена забываются…
    То, что сегодня творят лиходеи,
    Все бумерангом потом возвращается.

Оставьте комментарий

Лента новостей
Прокрутить вверх