РЖД не сможет построить ВСМ из Москвы в Петербург?

17.12.2020, 12:14

В ОАО «РЖД» создали финансовую модель строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Подвох в том, что рентабельность их проекта балансирует на двух китах: предоставлении нулевых ставок по доходу на имущество ВСМ и отмены НДС на услуги магистрали.

Модель прямая как шпала

«Данная модель предусматривает установление ставки 0% по налогу на имущество на все объекты инфраструктуры ВСМ, а также ставки НДС 0% в отношении услуг ВСМ — услуг по предоставлению в аренду и использованию инфраструктуры ВСМ», — сказал главный инженер Кобзев.

Инвесторам не выгодно

Без данных налоговых решений стройка подорожает на этапе эксплуатации на 662 млрд рублей, (объем господдержки 712 млрд). Такой расклад отпугнет потенциальных инвесторов, так как NPV снизится более чем на 704 млрд, и простой срок окупаемости увеличится с 19 до 24 лет.

РЖД не хотят и рисковать и требуют внести изменения в Налоговый и Градостроительный кодексы РФ, чтобы гарантированно закрепить право на налоговые льготы за своей корпорацией. Соответствующие законопроекты были подготовлены и прошли часть согласований в 2019 году, однако по разным причинам работа над ними была приостановлена.

Минфин не горазд терпеть убытки

В июле 2020 года Минфин попросил правительство РФ прекратить работы по законопроекту о внесении поправок в Налоговый кодекс, сославшись на прогнозируемое выпадение доходов субъектов РФ и убытки государственной казны. В свою очередь, в РЖД заявили, что ни Минфин, ни жители субъектов не понимают своего счастья и «доходов от ВСМ у регионов нет просто потому, что ВСМ в России нет вообще». А так как линия строится будет с нуля, то о снижении налоговых поступлений не может идти и речь.

А заплатит ли РЖД за проезд по областям?

Несмотря на то, что Минтранс и столичные регионы поддерживают предоставление налоговых льгот, Тверская область и другие транзитные регионы требуют дополнительных обоснований от РЖД.

Вслед за темой о налоговых льготах ребром встал вопрос о выделении земельных участков под ВСМ, находящихся в частной собственности. Так, жители СНТ «Мечта» в Тверской области уже сейчас обеспокоены тем, что 300 домов будут снесены, поскольку оказались в месте вероятного строительства ВСМ.

«В настоящее время мы анализируем практику правоприменения принятого в этом году ФЗ № 254 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», и исходя из этого будем предлагать позицию в отношении данного дополнения», — сказал Кобзев.

Расскажите Путину о своих планах…

Согласно плану, уже в 2021 году РЖД должно перейти к стадии формирования концессии. Но учитывая новые обстоятельства, можно предположить, что сам проект оказался под угрозой. Президент Владимир Путин поддержал идею проектирования ВСМ Москва-Петербург, так как она упростила бы выход Транссибирской магистрали с Урала в направлении северо-запада РФ. Но согласится ли государство отменить ради этого налоги для РЖД – вопрос века о стройке века.

В РЖД стучат пальцем по часам и давят на вечно жадный, неуступчивый Минфин. А в регионах, где не согласны остаться не при делах и кроме новых рабочих мест не получить ничего, РЖД рассказывает о пользе железных дорог и «Сапсанах», которые будут бороздить просторы Родины со скоростью 360–370 км/ч. Ну и, естественно, о первом пока обещанном к 2025 году участке высокоскоростной магистрали от Москвы до Твери для строительства коего инвесторы уже отрыли кошельки, но могут и передумать.

Скорее всего государство пойдет на уступки и поддастся напору корпорации, ведь главную проблему России как-то нужно решить: вторая-то не решаема в принципе.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

131 0
Лента новостей
Прокрутить вверх