Поиски жанра завели театр драмы в XVI век

11.11.2020, 10:40

Вереницей белых призраков, медленно шествующих по сцене, начинается ноябрьская премьера Тверского театра драмы «Невольники». Пластический эпиграф спектакля задает тональность всей истории – причудливой и загадочной.

Государева забота

Через минуту увидим мы в полутьме опочивальни распростертого на ложе (непременно на ложе: действие-то происходит, считай, полтысячи лет назад) мужчину незаурядных внешних данных в расцвете сил. Ну, это сейчас считается, что в расцвете. А пятью столетиями ранее сорок шесть лет полагались порогом старости, временем первых итогов. От того мечется на постели мужчина, преследует его знакомый всем тверским театралам голос народной артистки России, злорадно объясняющий скверные предчувствия и злые шутки подсознания великого князя (да, сейчас это не актер Александр Крайнов, а правитель московский Василий III): «Сына у тебя нет – вот что страшно».

На сцене появляются представители противоборствующих течений православной церкви – проблема детей без святых отцов в то время не решалась – и обязательные для истории бояре. Они, как положено, в тяжелых шубах и тяжелых думах, но готовы отстаивать свое понимание проблемы хоть на кулаках. Особенно один из них, которого играет Сергей Бескакотов, отрастивший ради солидности внушительную бороду и не расстающийся с плеткой, хотя коня под ним не наблюдается. Он-то и предлагает наиболее радикальную меру: развестись да попробовать то же самое, но с другой женщиной. Легко сказать, да прецедентов на Руси не было. Таким образом, безрезультативность происходящего в княжеской спальне вырастает до вопроса государственной политики. Но…

Люди эпохи Возрождения

Что толку в пересказе происходящего на сцене? Пойдите да сами посмотрите. Скажу только, что сюжет опирается на старинную легенду, благодаря работе историков имеющую статус народного вымысла. «Невольники» базируются на текстах сразу двух произведений: романа художника Анатолия Рогова, занимавшегося также литературным творчеством, и книжки из популярной серии ЖЗЛ, написанной В.И. Артамоновым.

Инсценировка, созданная Иолантой Мельниковой, далека от претензий на абсолютную истину, на то, что именно так все и было ровно 495 лет тому назад, в ноябре 1525 года. Автора привлекла возможность выстроить сюжет в духе индийской киномелодрамы: жаркие страсти, роковые препятствия, козни злодеев и – любовь! Без конца и без края любовь… Зрительницы попадают в этот романтический капкан тем чаще, чем дольше хранят в душах способность сочувствовать чужим сердечным страданиям.

Для того чтобы зритель полной мерой насладился ожидаемым, режиссер-постановщик спектакля Иоланта Мельникова проявила немалое искусство. Спектакль силами художников Николая Юдина и Иоланты Мельниковой получил эффектное оформление в духе исторической живописи эпохи Александра III, утвердившей полотнами братьев Васнецовых и их единомышленников фантастически приукрашенный образ старой Руси. Настоящей сенсацией постановки следует назвать роскошные, иначе не скажешь, костюмы, созданные по эскизам Иоланты Мельниковой, Ирины Подосенковой и других художников.

Не берусь судить о профессиональных качествах музыки Иоланты Мельниковой, написанной к спектаклю (да, драматическое действие, как положено в классической мелодраме, то и дело прерывается сольными и хоровыми песнями), но, судя по реакции публики, она принимается хорошо. Особо отмечу замечательную фольклорно-хоровую сцену свадьбы князя с Еленой Глинской – будущей матерью Ивана Грозного (хормейстер Иоланта Мельникова). Это тот случай, когда при замечательно исполняемом фольклорном обрядовом пении на сцене действительно оживают люди давно ушедшего времени.

Что касается исполнения Иолантой Мельниковой главной женской роли – несчастной разведенки Соломонии Сабуровой, то оно полностью соответствует особенностям жанра.

Куда нам плыть?

Любому талантливому творческому коллективу свойственны поиски. (А разве кому-то желательно прослыть неталантливым?) В случае «Невольников» поиски налицо. Найден малоизвестный публике чувствительный сюжет. Совершено обращение к истории, что в наше время редкость. При этом история не переносится в современность, согласно уже надоевшей моде, а воссоздается в сравнительно адекватных формах. Отыскан и освоен синтетический музыкально-драматический жанр. Эффектное оформление сцены одновременно и красочно подробно, и по-сегодняшнему лаконично. Привычную камерность современной драматургии в «Невольниках» сменили многолюдность и масштабность действия, что публика приветствует.

Конечно, спектаклю можно предъявить претензии. И в целом по качеству драматургии, и по мелким неточностям. (Упоминаемые митрополитом Даниилом Вселенские соборы – это история западного христианства, к Руси не имели и не имеют отношения: в Московском царстве проводились поместные соборы РПЦ; слово «двурушник» пришло в язык из литературы середины XIX века, а значение, используемое в спектакле, получило чуть больше ста лет назад; юродивый не мог исполнять «по совместительству» роль скомороха и невозбранно шляться по царскому дворцу в Кремле, незадолго до событий отстроенному Василием, и т.п.) Но главное – театр ищет свой стиль, свою дорогу к сердцам зрителей. На этой дороге не обойтись без потерь и ошибок, без тупиков и зигзагов. Но и победы достигаются только этим путем.

Валерий Смирнов

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

49 0
Лента новостей
Прокрутить вверх