Подъем флага в школах России: важно или не нужно?

В тверских школах развернулась полемика по поводу новой традиции

0 110

Подъем флага в школах России: важно или не нужно?

Уже как третью рабочую неделю с начала нового учебного года тверские школьники и студенты должны начинать учебный день с церемонии поднятия государственного флага и исполнения гимна.

Кроме того, теперь с семилетками активно обсуждают историю их малой родины, а старшеклассников ждут новые учебники, дополненные информацией о военной спецоперации на Украине.

Идея ввести в российских школах церемонию поднятия флага обсуждалась не единожды, а Минпросвещения РФ собиралось внедрять такую практику еще годом ранее, с 1 сентября 2021 года. В тот день вступили в силу поправки к закону об образовании, которые закрепили тезисы о том, что воспитание должно сформировать у обучающихся уважение к закону, памяти защитников Отечества, старшему поколению, традициям и окружающей среде.

В следующий раз полемика возобновилась с подачи помощника президента России, бывшего министра культуры Владимира Мединского, в ушедшем марте – с наступлением «новой реальности». На заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению, которое прошло 24 марта, он предложил перенять американский опыт воспевания детьми страны и ее государственных символов.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов инициативу поддержал и сообщил, что введение подобной традиции во вторичном звене образования станет важным элементом, формирующим патриотизм.

Впрочем, далеко не все действующие учителя школ Твери, на чьи и без того загруженные выдумками свыше плечи легло еще и регламентное проведение церемониала, солидарны с Кравцовым. По откровенному признанию некоторых из них, заветное «Внимание! Под государственный флаг Российской Федерации – смирно! Флаг внести!» и «Внимание! Флаг спустить!» в стенах своих школ они до сих пор не слышали и слышать не хотят.

С первыми трудностями реализации идеи ученики и их педагоги столкнулись еще на этапе раннего подъема и сборов. Так, например, к этому уроку трудно проснуться.

Из письма Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06 «О направлении стандарта церемониала» следует, что действо должно проходить еженедельно в понедельник перед первым уроком. Значит, детям и их родителям следует быть готовыми и уже стоять у школьных ворот как минимум к первому уроку в 8:00 или к нулевому, если занятия начинаются с 9:00. По многолетнему педагогическому опыту после выходных ребята и так неохотно возвращаются к трудовым будням, зачастую опаздывая, не говоря об общем нежелании присутствовать на дополнительных классных часах.

«Сначала дети, конечно, будут следовать всем указаниям учителя: и флаги поднимать, и гимны петь, чуть погодя начнут втихаря над происходящим посмеиваться, еще позже – ненавидеть. Принуждая ребенка к какому-либо действию, давя, взрослые фактически лишают его воли поступить по-своему, и это всегда вызывает яркую негативную реакцию. Какая уж там любовь к Родине!..» – считает учительница русского языка и литературы одной из тверских гимназий. Политинформации в советских школах оборачивались тем, что в то, что на них рассказывали, не верили даже пятиклассники. Сейчас все может тоже обернуться лишь воспитанием лицемерия и цинизма.

Подъем флага в школах России: важно или не нужно?

Следующая напасть – отсутствие в школах флагштоков. Ранее в правительстве РФ сообщали, что на покупку государственной символики России (гербы РФ, флаги и флагштоки) для 11 тысяч школ в 31 регионе выделят более 970 млн рублей. Распоряжение подписал председатель правительства Михаил Мишустин. И все-таки полное оснащение всех общеобразовательных организаций страны запланировано на 2024 год. А пока в родительских чатах «обделенных» атрибутикой школ предки бурно вспоминают молодость: «Кто помнит тумбочки для знамен? Похоже, возвращаемся! Только надо сделать более эстетично…»

 

Назрел и еще один немаловажный вопрос: как быть с поднятием флага самой школы? Умалчивать о его наличии, поднимать наравне с триколором или выносить только на День знаний, последний звонок и 9 Мая, то есть тогда, когда государственный флаг будет официально поднят на здании?

«Нельзя воспитать патриотизм с помощью поднятия флага или исполнения гимна, – делится мнением учительница обществознания школы отдаленного района Твери. – Когда человек видит, что государство о нем заботится: уделяет должное внимание осуществлению бесплатной медицинской помощи, социальным выплатам, создает комфортную жизненную среду, ты это не только слышишь, но и чувствуешь, лишний раз говорить об этом не нужно. А иначе хоть пой, хоть не пой».

С определением, кто из учащихся будет знаменосцем, а кто ассистентами, у школ получилось успешнее. В знаменную группу отбирают школьников, которые достигли высоких результатов в учебе, спорте, науке или творчестве. Количество ассистентов – от двух до четырех. Где-то к этому пытаются привлечь юнармейцев, они уже имеют представление, как вносить знамя школы, и переквалифицируются легко.

Но если среди членов знаменной группы случаются болезни или прогулы и приходит нужда менять состав, то с каждой группой снова нужно репетировать всю церемонию от начала до конца. Но прежде – найти на это в расписании лишнее время. Хотя понятие «лишнее время» учителям незнакомо. Главное, в конечном счете научиться укладываться в отведенные 10–15 минут на суету с флагом и гимном, а затем приступить к разговорам о важном.

Кстати, за душевные беседы работникам не доплачивают, это считается внеурочной работой. Спущенные сверху методички и инструкции носят рекомендательный, а не обязательный характер. Мало того, такие классные часы вообще не вписываются в концепцию образования. Эксперты утверждают: «Если еженедельные классные часы не часть учебной программы, то дети не обязаны туда ходить. И родители могут об этом написать классному руководителю». Отметим, что в интернете можно найти шаблоны заявлений родителей и учителей с аргументами, которые помогут освободить детей от пропагандистских уроков.

«Я теряюсь, о чем мне говорить с воспитанниками, – сокрушается еще один педагог. – Вот скажи я им о правителе какой интересный факт, сразу запомнят. А болтология о том, что и жизнь хороша и жить хорошо… Эх!»

Сложнее всего охватить мероприятием поднятия флага всю школу разом. В непогоду невозможно представить, чтобы все поместились в спортивном или актовом зале школы. Можно было бы выводить происходящее через проектор, чтобы школьники смотрели на то, как поднимают флаг, находясь в классном кабинете. Но с оборудованием во множестве школ региона напряженка.

И весь сыр-бор из-за того, что в очередной раз политики своими действиями породили больше проблем, чем и без того иллюзорной пользы.

 

Екатерина Подопригора

фото: gazetahimik.ru, nauka.tass.ru

3
1
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


яндекс.ћетрика