Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

По следам Дня учителя: в Тверской области не хватает педагогов

0 97

По следам Дня учителя: в Тверской области не хватает педагогов

Полтора месяца назад начался новый учебный год для школьников и студентов, а совсем недавно, 5 октября, мы отмечали День учителя. Праздник прошел с легкой долей грусти: сегодня в Твери и Тверской области острая нехватка учителей.

Нехватка кадров остро ощущается и в Твери, и в городах Тверской области. А в деревнях и селах тем более. Почему так происходит? Можно ли как-то исправить положение? Хотят ли студенты вообще работать в школе?

На последний вопрос – ответ «да». Хотят. Но далеко не все. Чуть меньше половины опрошенных мной студентов педагогических специальностей планируют работать в школе. Кто-то в начальных классах, кто-то – предметником в старших.

«Да, я хочу работать. Планирую работать в Вышнем Волочке, в школе №12, это школа, где я училась. Хочу вырастить умненьких, хорошо воспитанных детей. Со знаниями и ценностями. Да и вообще, просто нравится общаться с детьми, учить их. У меня в группе сейчас 16 человек. Человек семь хотят и планируют работать. Кто-то в Твери останется, кто-то в Москву, кто-то в свои города уедет работать. Остальные из группы передумали заниматься с детьми начальных классов и пойдут к старшим. Другие, отучившись почти три года, поняли, что это не их призвание, что не нравится им с детьми, что это для них тяжело», – рассказывает София Федорова, студентка третьего курса Тверского педагогического колледжа.

Однако для большинства есть важный сдерживающий фактор – зарплата.

«Учитель – это ведь не профессия, а призвание. Многие пришли в педагогический колледж не для того, чтобы получить профессию, а чтобы просто получить образование. Преподавать хотят далеко не все в силу того, как работает наша система образования. Однако есть люди (в их числе и я), которым нравится школа, сам процесс обучения, нравится работать с детьми. И они в принципе хотят в дальнейшем идти в школы. Они прикладывают много усилий, проявляют свой творческий потенциал и развиваются в этой сфере. Но с зарплатами учителей все не так хорошо, как хотелось бы, и поэтому лично я планирую преподавать в частной школе», – делится мнением Екатерина Долобанова, студентка второго курса Тверского педагогического колледжа.

Из чего складывается зарплата учителя? Из ставки и надбавок: за классное руководство (5000 рублей), ведение группы продленного дня, дополнительные кружки, проверку тетрадей и другое. Ставка – это 36 часов, лишь половина из которых непосредственно учебные часы. Остальное – методическая работа, «заполнение бумажек». В Твери одна ставка – около 12 тысяч рублей. А в Вышнем Волочке, например, всего 8600 рублей.

Помимо этого, заработная плата зависит от категории преподавателя (с 2021 года это учитель, учитель-методист и ведущий учитель), которую необходимо подтверждать или повышать каждые пять лет. То есть молодые преподаватели без опыта не смогут рассчитывать на надбавку за категорию.

Руководитель Министерства образования Тверской области Юлия Коваленко 6 октября в прямом эфире сказала, что в регионе работает около 12 тысяч учителей и не хватает кадров примерно везде.

По данным сайта Trud.com на октября 2021 года, по профессии «учитель» в Твери открыто 317 вакансий. Для 24,6% открытых вакансий работодатели указали заработную плату в размере от 9500 рублей, 18,3% объявлений с зарплатой от 27500 рублей и 16,4% – с зарплатой от 14000 рублей.

На официальном портале Федеральной службы по труду и занятости во всей Тверской области открыто 206 вакансий, а конкретно в Твери – 101 вакансия учителя со средней зарплатой 12792 рубля. Для сравнения: на этом же портале, если искать вакансии в Москве, видно, что в столице не хватает всего одного педагога, причем с заработной платой от 78 тысяч рублей.

Больше всего не хватает преподавателей математики, русского и иностранных языков.

Большинство преподавателей совмещают, берут 1,5–2,5 ставки. Особенно если речь идет о сельских школах.

«Всего сейчас в нашей школе 13 учителей. Например, я веду начальные классы, включая физкультуру, изо, технологию, музыку. Веду литературу в 5-м классе, информатику в 7–9-х
классах, индивидуально литературу. Помимо этого, у меня есть классное руководство и кружок. Еще и 9-й класс к экзаменам готовлю. Не хватает сейчас минимум четырех человек. Но если возьмут еще учителей, то наша зарплата уменьшится. Потому что выгоднее платить совместителям, нежели на ставку брать нового педагога. Мне сложно говорить про среднюю зарплату, так как у большинства несколько ставок. Ну, выходит около 12 тысяч рублей», – говорит Анна Цветкова, педагог школы Борисовского сельского поселения Тверской области.

Вот тут мы и подобрались, как я считаю, к главной проблеме: нечем платить. У школы есть бюджет, который распределяется в том числе и на зарплату учителям. И он не изменяется от полноты штата. И даже если придут новые педагоги, то тогда эта же сумма будет распределяться уже между бОльшим количеством работников. Поэтому многие и берут дополнительные ставки, которые им финансово необходимы. Так что если в школы и требуется «молодая свежая кровь», то те педагоги, которые уже там работают, не будут рады новым кадрам.

Отсюда вытекает и другая проблема – качество образования. Из-за огромного количества часов учителя элементарно не успевают грамотно подготовиться ко всем урокам, найти индивидуальный подход и заинтересовать учеников. А кто захочет, глядя на таких учителей, потом пойти и встать на их место, стать их коллегой? Замкнутый круг получается.

Сейчас родители очень ответственно относятся к образованию своих детей, почти по всем предметам нанимают репетиторов. А это дополнительный источник подработки для учителей. А что делать семьям, где нет денег на репетиторов? Как организовать учебный процесс так, чтобы школа давала необходимый объем знаний? Кажется, сейчас именно на этом должны сосредоточиться лучшие умы государства.

Ульяна Вовчук

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


яндекс.ћетрика