Переломить сознание: как японский метод управления повысил эффективность работы компании из Твери

157

Переломить сознание: как японский метод управления повысил эффективность работы компании из Твери

За короткий срок Тверской завод ЖБИ-4 увеличил производство пустотных плит почти в два раза, при этом не изменив штат сотрудников и не вложив значительных средств в модернизацию самого производства. О новых стандартах и принципах управления предприятием «Караван» беседует с руководителем Анной Рыбаковой.

Быть первыми

Переломить сознание: как японский метод управления повысил эффективность работы компании из Твери

– Анна Александровна, ваш завод на рынке Твери работает уже более 40 лет. Что подтолкнуло руководство предприятия менять подходы в управлении?

– Убеждена, что можно сколько угодно менять начинку, но если люди привыкли работать по старинке, то дело даже на очень современных станках не сдвинется.

Впервые с основами бережливого производства я познакомилась пять лет назад: съездила на неделю на стажировку в Москву, где специалист компании «Тойота» читал курс. По итогам лучших отправили на стажировку в Японию. Я в их число не попала. Но зато вернулась на завод с горящими глазами. Постаралась донести до коллег принципы этой методики, даже скорее философию мышления.

Мы начали внедрять элементы бережливого производства. Но это не было системной работой. В коллективе крайне скептически приняли эти идеи, говорили, что без вложения средств невозможно достичь результатов. А для постоянного снижения издержек, повышения производительности труда необходимо активное вовлечение в процесс преобразования всех сотрудников предприятия: один в поле не воин.

– Но на этом вы не остановились?!

– Следующим толчком для меня стало посещение дружественного предприятия ЖБИ в Белгороде, которое вошло в нацпроект «Производительность труда» в 2018 году. Тогда я увидела, что, побывав на производстве всего пару дней, специалисты областного Минпрома, прошедшие подготовку в рамках нацпроекта, выдают, казалось бы, элементарные, но очень действенные решения. И невольно думаешь, как же мы сами до этого не догадались? Например, чтобы не гнать через весь цех кран, достаточно было сделать боковые ворота. А это – уже экономия. И таких примеров масса. Касаются, они в том числе организации рабочего места.

Всегда привожу пример с кухонным шкафом, где ложки, вилки, ножи лежат отдельно. А если бы все было свалено в кучу, пришлось бы рыться и что-то искать, затрачивая на это время. Это и есть основы бережливого производства. А потому, когда в 2021 году наша область подписала соглашение с Федеральным центром компетенций (ФЦК), организацией, созданной для реализации нацпроекта «Производительность труда», я сразу прибежала к министру экономразвития Ивану Егорову с просьбой включить нас в программу. Так мы стали первым предприятием в строительной отрасли региона, с которым эксперты центра компетенций начали работать.

Логика в логистике

 

– Для внедрения технологии бережливого производства вы выбрали линию по изготовлению пустотных плит. Почему именно этот цех?

– Так сложилось, что в это время на завод обратился крупный застройщик с большой заявкой на плиты перекрытия. А мы не смогли полностью оперативно удовлетворить его спрос. Но где-то внутри себя понимала: потенциал у нас есть. Хотя даже мой заместитель по производству, отличный, кстати, технарь, отнесся к этой идее скептически. В свое время он довел показатель с 10 до 13 плит за смену и был уверен, что это – потолок! Но спустя три месяца совместной работы с экспертами ФЦК предположил, что изменения возможны. А спустя полгода признал, что был изначально не прав. Но самое важное, он загорелся идеями бережливого производства, и сейчас он – главный специалист по внедрению этих идей на других участках завода.

– Так что же такого волшебного произошло в цехе?

– По большому счету мы оценили, на что тратится рабочее время и как можно его использовать эффективно. Снимали много видео рабочего дня, оценивали, чем занят каждый сотрудник, выясняли, почему он отсутствовал. Оказалось, что много времени тратится не на производительные действия, а на походы за арматурой, сетками, петлями, на то, чтобы что-то отодвинуть, а потом вернуть на место.

В итоге после мозговых штурмов принимались решения. Решили заказать новый недорогой станок с ограниченными характеристиками. Движения между цехами прекратились. И это лишь несколько примеров. Сегодня та же бригада из четырех человек делает за смену уже не 13, а 23 плиты.

Одновременно с внедрением практических решений сотрудников предприятия учат работать по нехитрым технологиям, которые улучшают условия труда рабочих и снижают трудоемкость привычных операций.

Уже самостоятельно без рекомендаций ФЦК оптимизировали работу в другом цехе. Но пошли уже не по пути увеличения объемов производства, а за счет оптимизации численности персонала. То есть теперь работы, на которых были задействованы двенадцать человек, выполняют пять. А высвободившихся сотрудников перераспределили на другие участки.

Выгода со всех сторон

Переломить сознание: как японский метод управления повысил эффективность работы компании из Твери

 

– Ну и, наверное, работники захотели получать больше?

– Конечно. И я считаю это правильным. Советская система окладов мне не нравилась изначально. Но мы от нее не стали уходить: люди привыкли так работать. Дополнительно ввели премирование, и теперь каждая смена знает, сколько и за что она получит сверх оклада.

Выйдя на рельсы бережливого производства в цехах, начали подтягивать обслуживающие службы. Например, ввели день профилактики для техники. Раньше работали по принципу «сломается – ремонтируем», а это, сами понимаете, простои. Теперь существуют графики технических осмотров оборудования. Но главное – у обслуживающего персонала появилась материальная мотивация: премия зависит от процента невыпущенной продукции из-за простоя. И впервые за много лет люди начали думать, какой минимальный запас материалов нужно держать, чтобы быстро ликвидировать поломку.

Периодически проводим конкурсы на лучшее рабочее место. За победу – грамоты и денежные призы. Суммы премий от 500 до 5 тысяч рублей – неплохая прибавка за улучшение своего же рабочего пространства.

– Анна Александровна, процесс запущен, есть хорошие результаты. Можно ли говорить, что задача выполнена?

– Отчасти. Важно не откатиться назад. А для этого нужно в том числе выстроить систему коммуникации со всем коллективом, чтобы люди не боялись говорить. Но кто лучше рабочего знает, что у него плохо падает свет или где-то что-то заедает? То есть нужно создать такую ситуацию, чтобы любой работник мог прийти и сказать: я знаю, где проблема, я знаю, как сделать лучше (или помогите сделать лучше). А инженеры были бы готовы их слушать и слышать.

Поэтому стараюсь вкладываться максимально в обучение коллектива. Например, 30 мая 17 руководителей разного уровня будут сняты с производства для обучения на «Фабрике процессов». Это площадка, на которой участники в имитации реального производственного процесса получают практический опыт применения инструментов бережливого производства.

Умение постоянно учиться, оптимизировать свою жизнь и сокращать потери помогает не только на работе, но и в жизни. Поэтому гибкий навык бережливого производства считаю одним из важных.

 

Беседу вела Елена Потехина

Комментарии закрыты.

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra

яндекс.ћетрика