От Москвы до Питера на велосипеде

22.09.2021, 17:24

Олигарх Роман Абрамович создал автономную некоммерческую организацию «Вело-1», вложив в нее 20 млрд рублей. На эти деньги уже началось строительство современного веломаршрута со всей инфраструктурой. Мы спросили у опытных велопутешественников, что они думают об этой затее.

Первые 20 километров уже построены

В начале сентября 2021 года открыли 20 километров первого национального веломаршрута. Дорога прошла вдоль Канала имени Москвы в городском округе Дмитров. Маршрут проектирует КБ «Стрелка». К концу 2021 года будет построено еще 36 километров велодороги, она свяжет между собой Яхрому, Дмитров и Дубну. В 2022–2023 годах построят участок от Дубны до Дмитрова и далее до Пушкина и Мытищ. К 2027 году веломаршрут пройдет через 16 городов, 300 поселков и деревень.

В Тверской области на карте маршрута отмечены города Конаково, Тверь, Торжок, Кувшиново и Осташков. Часть пути пройдет вдоль озера Селигер.

В Новгородской области велотуристы доедут до Великого Новгорода, Старой Руссы, прокатятся вдоль озера Ильмень.

В Ленинградской области маршрут пройдет через Гатчину и ряд других населенных пунктов. Конечной точкой маршрута станет пригород Санкт-Петербурга – город Павловск.

Весь маршрут планируют закончить к 2027 году. Сообщается, что построят не только современные велодорожки, но и инфраструктуру: через каждые 20 километров маршрута установят павильоны для отдыха. Ожидается также, что увеличится и число гостиниц для туристов.

Веломаршрут появился еще в 2014 году

Дмитрий Соколов-Митрич в велопутешествии по Тверской области

Семь лет назад один из создателей клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич и журналист Дмитрий Соколов-Митрич предложили воплотить в жизнь идею, которая буквально витала в воздухе.

«В то время я стал членом Общественной палаты по президентскому списку. Я понятия не имел, чем там заняться, поэтому занялся тем, что меня действительно интересовало, – развитием велосипедной инфраструктуры. Тогда даже городские велодорожки казались чем-то из разряда «не-в-этой-жизни», а уж когда мы заикались про национальный веломаршрут №1 Москва – Санкт-Петербург, на нас смотрели, как на князей Мышкиных. Тем не менее мы с коллегами из «ВелоПитера», «ВелоТвери» и немножко Великого Новгорода проложили этот маршрут, прокатились по нему встречным пробегом, провели в Общественной палате конференцию и даже попытались вдохновить местные власти на то, чтобы подлатать особо непроходимые участки и расставить таблички на развилках и перекрестках», – рассказывает Дмитрий Соколов-Митрич.

По сути, участники пробега соединили между собой локальные веломаршруты, которые давно использовали любители активного отдыха. Во многих муниципалитетах группа встречалась с местными властями и обговаривала возможности развития маршрута. Активисты нанесли на карту гостиницы, сервисы и различные достопримечательности. То есть любой отважный любитель велосипедных путешествий мог его повторить.

К сожалению, развитие национального веломаршрута Москва – Санкт-Петербург заглохло. Неожиданно к нему вернулись только сейчас.

Плюсы нового веломаршрута

Руководитель производственной компании «Конаковский фаянс» и активный велолюбитель Валерий Солонбеков был одним из участников экспедиции 2014 года.

«То, что сегодня делает компания Абрамовича, на 80% повторяет созданный нами маршрут. Почему только на 80%? Нам в самых радужных снах не могло присниться, что веломаршрут от Москвы до Конакова пройдет по правому берегу Канала имени Москвы. Там не было никаких транспортных путей и дорожек, которые можно было бы развить. Канал был самозахвачен жителями богатых коттеджных поселков. Теперь берег освобождают для строительства велодорожки, и это очень хорошая новость», – воодушевлен Валерий Солонбеков.

Дмитрий Соколов-Митрич тоже радуется тому, что в ближайшее время будут снесены многие персональные пляжи, красивые причалы, беседки на воде и прочие элементы, как он выразился, незаслуженной роскоши.

«Рано или поздно общественное пространство все равно себя отвоюет, и чем больше к тому времени вы вложитесь в его оккупацию, тем больше потом потеряете», – обратился к богатым жителям Подмосковья известный журналист.

Ходят слухи, что не только в Подмосковье, а на протяжении всего маршрута от Москвы до Питера параллельно существующим сельским дорогам вдали от шумных трасс построят современные велодорожки. Валерий Солонбеков надеется, что на многих участках появятся и мостовые сооружения: «Например, на выстроенном нами маршруте между Калининским и Конаковским районами есть река, которую приходится летом переходить вброд, а весной переплывать. Здесь точно необходим мост – небольшой для велосипедистов или полноценный, по которому смогут ездить машины и трактора. Но готовы ли будут местные власти взять его на баланс?»

Валерий Солонбеков с сомнением относится к идее разместить через каждые 20 километров павильоны для отдыха велосипедистов. Он катался по европейским веломаршрутам, и там подобных сооружений не было. Велосипедистам нужны стоянки для отдыха, кафе и сервис, а не павильоны.

Дмитрий Соколов-Митрич, в свою очередь, уверен, что, когда веломаршрут заработает в полную силу, он станет разносчиком денег для муниципалитетов Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Так, в странах Европейского союза ежегодный оборот велотуризма составляет 5–6 млрд евро.

«Велосипедисты – доставщики денег для провинции. Они едят в местных кафе, ночуют в гостиницах, посещают туристические объекты. Уверен, что благодаря новому веломаршруту велотуризм станет популярнее и в Центральной России», – прогнозирует Дмитрий Соколов-Митрич.

Минусы нового веломаршрута

Самый главный минус – отсутствие полноценной информации. Непонятно, зачем Роману Абрамовичу создавать веломаршрут?

«Как его компания узнает, что нужно велосипедистам? Будет ли обсуждение в Общественной палате РФ и на других площадках? Привлекут ли к нему велосообщества, которые объездили весь мир и годами добивались создания велоинфраструктуры в России?» – задается справедливыми вопросами Алексей Шабашов, кандидат наук, доцент, один из основателей клуба «ВелоТверь».

Алексей Шабашов ездил на велосипеде по разным странам Европейского союза. Он рассказывает, что веломаршруты активно используются в странах Северной Европы. Их жители, пережив несколько топливных кризисов, начали отказываться от машин и пересаживаться на велосипеды. Именно люди добились от государства строительства велосипедной инфраструктуры.

«Чехия и Венгрия, вступив в ЕС, построили велоинфраструктуру, чтобы соответствовать стандартам ЕС. Однако она крайне мало используется местными жителями. Они еще не наелись машинами. В России велосипед – это тоже пока еще признак бедности, – рассуждает Алексей Шабашов. – В центре Москвы построили велодорожки, но они пустуют. Жители столицы не готовы использовать велосипед как основной транспорт. Как правило, велик берут напрокат, чтобы преодолеть на нем небольшое расстояние».

Один из основателей «ВелоТвери» считает, что веломаршрут нужно создавать в сотрудничестве с местными властями. Они должны быть заинтересованы в развитии инфраструктуры для велосипедистов. Если строители просто сделают маршрут, ни с кем не посоветовавшись, то он в условиях русской глубинки быстро придет в негодность.

Пока веломаршрут Москва – Санкт-Петербург строят по-партизански. Информации крайне мало, широких дискуссий не ведется. Если так пойдет и дальше, то к нему и люди будут соответственно относиться – как к очередной нелепой затее богачей страны.

Ситуацию еще можно изменить. Пора начать широкое обсуждение не только процесса создания конкретного веломаршрута, но и развития велосипедной инфраструктуры в городах России. В Твери пока с этим просто беда. Если в Твери и других городах страны появятся современные и безопасные дорожки для езды на велосипеде, то на этот транспорт в теплое время года смело пересядут десятки тысяч людей.

Андрей Сабынин

 

1651 0
Лента новостей
Прокрутить вверх