Один против немецких асов. К 100-летию дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина из Кесовой Горы

385
Один против немецких асов. К 100-летию дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина из Кесовой Горы

Алексей Алелюхин принадлежал к когорте удивительных наших летчиков, которых вражеские асы ни разу не сбивали, зато сами были сбиты. За всю войну он совершил 601 вылет, провел 258 боев в воздухе, лично сбил 40 немецких самолетов, в групповых боях сбил еще 17 машин.

Про него можно сказать две удивительные вещи. Первая – он воевал с 22 июня 1941 года и закончил войну 9 мая 1945 года. Вторая – две высшие награды и звание дважды Героя Советского Союза он получил с разницей во времени чуть больше двух месяцев: первую золотую звезду – 24 августа, вторую – 1 ноября 1943 года. Вот таким был наш ястребок, наш земляк из Кесовой Горы.

Один против пяти

Разумеется, для каждого летчика-истребителя свои бои запоминаются надолго. Вот и Алексей Алелюхин в 1958 году на встрече с молодежью вспоминал: «…В один из осенних дней я возвращался на свой аэродром… как вдруг увидел под собой два мессершмита. Под прикрытием облаков они незаметно подкрались ко мне и вот-вот должны были начать атаку. Я нырнул резко в сторону и стал набирать высоту. Немцы разгадали мой маневр и тоже полезли вверх. 6500 метров! Хищные, имеющие прекрасную скорость и маневренность «мессеры», словно пришитые, идут рядом. Обливаясь от волнения холодным потом, я штопором бросаю машину вниз. Немцы делают то же. Тогда я резко тяну ручку на себя, внезапно «переламываю» свой самолет и свечой лезу в облака. Совсем рядом пронеслись вниз фашистские самолеты, не успев даже дать очередь. Теперь наверху оказался я, но в облаках ко мне вдруг пристроился третий мессершмит. И опять моя машина вертикально падает вниз. Я забыл о времени, во рту пересохло, уши заложил звенящий гул мотора, гнуло и ломило спину, голову вжимало в плечи. Я ушел от преследования и этого фашиста, но на помощь немцу пришли еще два самолета. Пять против одного. Вверху, по бокам, в хвосте – всюду враги…

Вывожу самолет вперед, пикирую, делаю вертикальную бочку, убрав на доли секунды газ. Машина резко теряет скорость, и немцы в 30 метрах проскакивают мимо меня, выходят вперед. И как только в бешено прыгающем прицеле появилась ненавистная свастика, я нажимаю на гашетку верхних пулеметов. Ведомый фашистов рыскнул вправо, потом вдруг нырнул круто вниз, за ним потянулся столб черного дыма. Я спикировал, спрятался за дымовой завесой и приготовился к новой атаке. Но фашисты уже трусливо уходили на запад. Развернув машину, я ринулся в погоню. Закусив до крови губу, я выжимал из мотора все, однако отставал все больше и больше. А когда немцы скрылись в плотной облачности, я бросил взгляд на бензоуказатель и обомлел: стрелка стояла около нуля».

Садился Алексей на своем аэродроме с заглохшим мотором удачно. Бой происходил в небе под Ростовом, где его эскадрилья сбила 22 фрица, из них 6 сбил Алелюхин, в этот раз стало 7 сбитых.

Читатель может спросить, почему наш летчик возвращался на аэродром один? Ведь принято летать парами. Причина проста – Алексея командование отпускало «на охоту» одного, будучи уверенное в его воинском мастерстве, о котором свидетельствует и такой эпизод.

В 1942 году Алексей Алелюхин воевал на Сталинградском фронте, летая на самолете ЛаГГ-3. Однажды он встретился в небе один на один с каким-то немцем, завязался маневренный бой на горизонтали, крутилась «карусель» минут 40 – невиданное дело в то время. Противник оказался достойным нашему ястребку, никто не был сбит, разлетелись – физических сил уже не было. Приземлившись, Алексей не мог сам вылезти из кабины.

 А кто был противник? Уже после войны узнали, что это был ас номер два в люфтваффе Герхард Баркхорн, имевший на счету 301 сбитый самолет в боях против Англии и СССР (наши специалисты сомневаются в истинности таких побед, система учета у них была двусмысленной). Так вот, он вспоминал, что он был мокрый, как после душа, и совершал в воздухе все, что умел, но ничего с русским не мог сделать. Мнение такого врага тоже стоило не мало.

Асами не рождаются. Ими становятся

Родился Алексей Васильевич 30 марта 1920 года в селе (ныне поселок) Кесова Гора в бедной семье: отец железнодорожник, мать крестьянка. Когда ему исполнилось 18 лет, его призвали в армию, и он в 1939 году поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени Чкалова. Окончив ее в 1940 году, Алексей направляется служить в 69-й истребительный авиаполк Одесского округа. Освоил и летал на И-16, «ишачках», получал хорошие отзывы.

Кстати, его полк потом переформируют в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, прошедший, точнее «пролетевший», путь от Одессы до Берлина. Алелюхин начал службу в полку простым пилотом в звании младшего  лейтенанта, а закончил гвардии майором на посту командира этого же полка.

Боеготовность в полку объявили 22 июня, а тревогу на третий день войны: к аэродрому приближались немецкие бомбардировщики Хе-111. В групповом бою Алелюхин в своем звене сбил один Хе-111, а вскоре он лично на своем И-16 сбил немецкий ПЗЛ-24. К осени 1941 года полк стал летать на новых ЛаГГ-3, а в декабре лейтенант Алелюхин был удостоен первой награды – ордена Боевого Красного Знамени.

Чтобы рассказать обо всем боевом летном пути нашего земляка, нужно написать толстую книгу. Перечислим только, где он вел бои лично, в группе и с полком. Начал в небе под Одессой, затем Харьков, Сталинград, Ростов, Таганрог, Крым, Никополь, Каунас, Варшава, Кенигсберг и Берлин, в небе над которым 27 марта 1945 года Алексей Алелюхин провел свой последний групповой бой, сбив два истребителя Фокке-Вульф-190.

После войны

Такие военные, как Алелюхин, составляли золотой фонд наших вооруженных сил, а потому он был направлен учиться в Военную академию имени М.В. Фрунзе, по окончании которой в 1948 году назначен заместителем командира 151-й гвардейской истребительной авиадивизии в Московском районе ПВО с размещением в городе Калинине. Дивизия обеспечивала ПВО Московской и прилежащих областей.

 В июле 1950 года направлен в командировку в Китай, в октябре переведен в Корею, в которой до февраля 1951 года командовал 281-й истребительной авиадивизией, «решавшей задачи в корейском небе». В 1952 году дивизия выведена из Китая и направлена в Азербайджан. По ноябрь 1952 года возглавлял отдел Управления летной службы и воздушного права Главного штаба ВВС, после чего стал учиться в Военной академии Генштаба и, окончив ее, до 1961 года преподавал в Военно-воздушной академии.

В 1961 году вернулся на службу в войсковые структуры – в штабы авиации Московского военного округа, и в августе 1985 года генерал-майор авиации Алексей Васильевич Алелюхин вышел по возрасту в отставку.

Умер наш ас-истребитель 29 октября 1990 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище. На родине в Кесовой Горе в 1957 году при его жизни установили бюст земляку, то же сделали в Борисоглебске, где он учился на летчика, есть школа и улица его имени в родном поселке.

***

Наша тверская земля дала Отечеству несколько сотен Героев и дважды Героев Советского Союза, в том числе летчиков, своими ратными подвигами приближавших День Победы. Их перечень можно увидеть в книге И.А. Долгова «Золотые звезды калининцев» за 1983 год. Например, дважды Герои летчики Василий Иванович Андрианов (1920–1999), Алексей Семенович Смирнов  (1917–1987), как и многие другие, родом из нашей глубинки.

Комментарии закрыты.

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra

яндекс.ћетрика