Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Новости средневековья

Сколько версий убийства святителя Филиппа может быть?

181
Новости средневековья
Николай Неврев «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»

В конце августа – начале сентября неожиданно актуализировалась в современной российской политике средневековая повестка, связанная с Тверью. Тема возможного пересмотра житий святых в части убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым в тверском Отрочь монастыре, а также возможных передвижений исторических зданий в Твери активно обсуждалась всей культурной общественностью.

Что пишут историки

Новости средневековья
Александр Новоскольцев «Последние минуты митрополита Филиппа»

«Караван» писал, что все это прозвучало в беседе президента России Владимира Путина с тверским губернатором Игорем Руденей. Руденя поднял тему разрушенного тверского Речного вокзала, находящегося на месте, где был древний Отрочь монастырь, вошедший в русскую историю как место убийства митрополита Филиппа главой опричнины Ивана Грозного. На что Владимир Путин заметил, что это «одна из версий». Через пару дней на Восточном экономическом форуме Путин сообщил о второй версии: мол, Малюта не убивал и вообще не проезжал через Тверь, а если и проезжал, то проехал мимо.

Надо сказать, что житие митрополита Филиппа (Колычева) известно нам в редакции святого Дмитрия Ростовского, а также в изложении Карамзина, Костомарова, Соловьева, Карташева и других выдающихся историков. И до сих пор убийство святого митрополита Малютой считалось историческим фактом.

Вот как пишет Дмитрий Ростовский: «Малюта, исполненный лукавства властолюбивый раб, умильно припадая к блаженному, сказал: «Подай благословение царю, владыка святой, чтобы идти ему в Великий Новгород». Блаженный же отвечал: «Пусть будет так, как ты хочешь, о любезный! Напрасно меня искушаешь и Божий дар ложью похитить хочешь».

Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкой. Малюта уехал, обвинив братию монастыря в смерти будущего святого: «их де небрежением умер от печного угара», и велел тело быстро закопать. Уже при сыне Ивана Грозного, царе Федоре Иоанновиче, были обретены нетленные мощи святого. Сначала их торжественно перенесли в Соловецкий монастырь, настоятелем которого Филипп был до того, как возглавил Русскую православную церковь, а потом при царе Алексее Михайловиче – в Успенский собор Кремля, где они пребывают по сей день.

Один из самых ярких людей русской истории

Новости средневековья
святитель Филипп, митрополит Московский

Святитель Филипп Московский был представителем знатного боярского рода Колычевых, и в истории русского средневековья найдется мало таких умных и отважных людей, как он.
Из Москвы будущий святитель Филипп бежал еще в юности. Он не хотел участвовать в боярских разборках при царе-подростке, будущем Иване Грозном. Из своего богатого дома он ушел тайно, без денег, по дороге нанимался пасти крестьянское стадо за хлеб. Он хотел стать монахом. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филиппа. Начав с самых низов, ничем не обнаруживая своего знатного происхождения, он был выбран игуменом. И проявил себя не только как молитвенник, но и как талантливый организатор, инженер, ученый. При нем на Соловках появились несколько каменных храмов, множество хозяйственных построек, возникла сеть ирригационных каналов.

Иван Грозный, который с детства лично знал Федора Колычева, вызывает Филиппа в Москву. Он искал в лице церкви союзника и знал, что Филипп не способен на интриги и предательство.
Свт. Филипп поставил Грозному условие – право обращаться к царю с просьбами о помиловании. Поначалу царь слушал митрополита, да и введенная Грозным опричнина казалась просто административной реформой.

Когда Иван Грозный, впав в паранойю, начал массовые казни, глава русского православия (это было еще до установления патриаршества, русскую церковь еще возглавляли митрополиты) резко дал ему отповедь прямо на службе в кремлевском соборе: «Мы, царь, приносим Господу чистую и бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем неповинно льется кровь христиан и люди напрасно гибнут».

С главы православной церкви прямо в храме сорвали архиерейские одежды и отправили в ссылку в Тверь. Ну а дальше был отказ митрополита благословить погром Новгорода и убийство в тверском Отрочь монастыре.

Проекция на современность

Новости средневековья
келья митрополита Филиппа в Успенском соборе Твери

Что поражает в нынешнем эхе тех событий полутысячелетней давности? Почему-то российское государство, несколько раз за этот период кардинально менявшее строй, полностью обнулявшее прежние элиты, продолжает ассоциировать себя не с такими светлыми людьми, как Михаил Тверской, Сергий Радонежский, митрополит Филипп, а зачем-то пытается оправдать очевидных злодеев.

Имя Малюты Скуратова стало в русском народе нарицательным именем палача. Возглавляя опричное сыскное ведомство – «высшую полицию по делам государственной измены», которой до того не было в государственном устройстве, он совершил множество казней, лично пытал сотни людей.

И, как мы уже сказали, уже сын Ивана Грозного отрекся от совершенных в период царствования отца преступлений. Канонизация же убитого Малютой Скуратовым святителя Филиппа началась в конце ХVI века, через тридцать лет после его убийства, когда были живы очевидцы.

Новости средневековья
Александр Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, епископ Новгородский, у гроба митрополита Филиппа»

Увы. После слов Путина о новой версии гибели митрополита Филиппа был еще один некрасивый эпизод, который, на мой взгляд, неверно представили СМИ. Владислав Цыпин, член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия, сказал: «Дело, связанное с убийством митрополита Филиппа, может быть предметом изучения для историков и церковных историков. Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным писанием, которое не подлежит редактированию». Слова церковного историка были интерпретированы как официальное заявление РПЦ, хотя таких заявлений почтенного ученого наверняка никто делать не уполномочивал.

Когда происходят такие странные вещи, я все время думаю: кто дергает этих людей за язык? Будучи верующим человеком, выдвину каноническую версию: за язык их дергают бесы. Именно врагам рода человеческого выгодно посеять в наших душах сомнения и рознь.

А еще мне очень грустно, что тверская интеллигенция слыхом не слыхивала ничего про святого митрополита Филиппа. И когда эта история с «одной из версий» начала обсуждаться, многие нарочито искажали имя святителя, называли его Филаретом, при попытке же поправить возражали: мол, мы не обязаны знать «всяких патриархов». Нет, братцы, отечественную историю и ее выдающихся деятелей знать обязаны все. А то не получится извлечь из нее никаких уроков.

Мария Орлова

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика