Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Новое ощущение жизни. Театр драмы закрыл юбилейный сезон премьерой «Вишневого сада»

61

Новое ощущение жизни. Театр драмы закрыл юбилейный сезон премьерой «Вишневого сада»

На постановку чеховской классики у режиссера Александра Павлишина было чуть больше месяца. Зрители увидели всего один премьерный показ. После него осталось много вопросов и интересных наблюдений.

Сон в руку народной артистки

В 275-м театральном сезоне народная артистка России Наина Хонина отметила сразу два юбилея – собственное 80-летие и 60-летие служению Тверскому театру драмы. Хранительнице очага искусства (как ее называют в театре) накануне этого сезона приснился сон, что на сцене театра снова поставили «Вишневый сад». В этом сне роль Раневской сыграла Дарья Плавинская, а роль купца Лопахина исполнил Александр Павлишин.

Сон оказался почти пророческим. Вскоре на худсовете был утверждена постановка «Вишневого сада». Правда, на роль Лопахина утвердили Тараса Кузьмина.

«С идеей поставить новый «Вишневый сад» я обратился к руководству еще два года назад, – рассказывает Александр Павлишин. – Я считаю, что «Гамлет» Шекспира и «Вишневый сад» Чехова – два самых гениальных драматических произведения. Поставить «Вишневый сад» для меня большая честь и ответственность. Признаюсь, я и сам бы хотел выйти в нем на сцену в качестве актера. Я думал о роли Гаева. Но на постановку у нас был всего месяц, поэтому я решил направить всю свою энергию на создание спектакля».

«Откуда на сцене вторая Раневская?»

«Вишневый сад» Александра Павлишина – это уже шестая редакция чеховской пьесы в театре драмы. Народная артистка РФ Вера Ефремова ставила ее четыре раза. Первый раз зрители увидели «Вишневый сад» Веры Андреевны в 1975 году. Премьера четвертой редакции состоялась 14 апреля 2000 года. В ней Александр Павлишин сыграл роль Пети Трофимова, а Дарья Плавинская исполнила роль Дуняши.

«Был смешной случай, когда я играла Дуняшу. У Чехова написано, что эта служанка старается быть похожей на барышню. На первую пробу мне в пошивочном цехе сделали костюм и прическу как у барышни. Вера Андреевна, когда меня увидела, закричала: «Что это такое? Откуда на сцене вторая Раневская? Уберите ее. Найдите ей что-нибудь попроще. Уберите эту прическу, заплетите косы». Представьте себе, для этой роли я специально оттопыривала себе уши, рисовали веснушки, делала нелепую пластику. Мне говорили: «Твоя порода видна, убери ее», – вспоминает Дарья Плавинская. – Народная артистка России Ирина Андрианова в одной редакции играла роль Дуняши, а в другой роль Раневской. Однажды она мне сказала: «Ничего, сначала Дуняшу сыграешь, потом до Раневской дорастешь».

Из-за ограничений, связанных с пандемией, постановки спектаклей «Гранатовый браслет» и «Аргентинское танго» были сдвинуты на более поздние сроки. «Вишневый сад» было уже некуда переносить, поэтому пришлось ставить спектакль за месяц. На сцене у актеров было всего 32 репетиции.

Несмотря на сжатые сроки, Александр Павлишин и его команда глубоко погрузились в материал, чтобы создать свой уникальный спектакль. Например, в постановке Александра Павлишина слуга Фирс рассказывает о том, как по молодости попал в острог, где провел два года. Оказывается, эта история есть в первой редакции «Вишневого сада». От этой сцены во время репетиций отказался сам Константин Станиславский, который первым ставил «Вишневый сад». Чехов на это очень обиделся и перестал ходить на репетиции.

Художник-постановщик Николай Юдин придумал для спектакля очень интересную сценографию. Декорации «Вишневого сада» созданы в светлых бежево-вишневых тонах. В них много свободного пространства, или, как говорят в театре, «воздуха». В таком саде хочется дышать полной грудью. Окружают сценический сад окна, которые своей формой напоминают те, что были в доме-усадьбе Чехова в Ясеневе. Интересное и неоднозначное решение превратить «многоуважаемый шкап» в дверь, в которую входят и выходят персонажи спектакля.

И первым к шкафу обращается не Гаев, а Фирс в исполнении заслуженного артиста Валентина Кулагина. Он вышел на сцену с камертоном, прозвучал им несколько раз, а затем зачитал знаменитый монолог. Фирс обращался не то к шкафу, не то к противоположной стене, на которой висели портреты исполнителей «Вишневого сада» в четырех редакциях Веры Ефремовой. Создать такую родовую стену памяти придумал Александр Павлишин.

«Я не знаю, как это читается в зрительном зале. Но когда актеры обращаются к этой стене, их сердце согревается теплом, возникает особая атмосфера», – говорит режиссер спектакля.

«Вишневый сад» пока еще не зацвел?

В афише к «Вишневому саду» сказано, что данная постановка – комедия. Во время спектакля актеры пытаются прочертить тонкую грань между комедийностью, ироничностью и трагедийностью чеховского текста. Во многих сценах читается тонкий замысел режиссера, но видно, что он еще не до конца раскрыт. Спектакль пока сыроват.

Непонятны многие линии взаимоотношений между героями. Например, между Лопахиным и Варей в исполнении Яны Голубевой совершенно не читается любовная линия, хотя их три года как поженили практически все окружающие. Их объяснение не похоже на разговор людей, которые любят, но по каким-то причинам не могут сказать друг другу самые главные слова.

Новое ощущение жизни. Театр драмы закрыл юбилейный сезон премьерой «Вишневого сада»

Лопахин выглядит трепетно влюбленным в Раневскую. В беседе с журналистами актер Тарас Кузьмин сказал, что Лопахин выкупает и вырубает вишневый сад после того, как Раневская разрушила его мечты.

Лопахина можно понять. Дарья Плавинская играет возраст Раневской, который указан самим Чеховым. Ее Раневская все еще молода и очень красива. Народные артистки РФ Вера Рычкова и Ирина Андрианова, а также заслуженная артистка РФ Вера Васильева играли в постановках Веры Ефремовой совсем других Раневских. Их главные героини были в намного более зрелом возрасте. Это совсем другая химия и ощущение жизни на сцене.

«Пьеса «Вишневый сад» – одна из самых прекрасных пьес из тех, которые я когда-либо читала, видела и жила в них как актриса. Когда я играла Дуняшу, я этого не осознавала. Я считаю, что понимание «Вишневого сада» приходит в определенном возрасте. Я никогда не думала, что эта пьеса настолько меня захватит, увлечет и станет моей большой частью», – говорит Дарья Плавинская.

Игра на полутонах

Александр Павлишин очень точно подобрал актерский состав. В спектакле также заняты заслуженные артисты России Андрей Журавлев и Валентин Кулагин, артисты Дарья Осташевская, Яна Голубева, Евгений Романов, Никита Березкин, Геннадий Бабинов, Виктория Козлова, Евгения Голубева, Алексей Великотный, Александр Крайнов, Никита Бахметьев, Татьяна Лугачева, Анжелика Панкова. Каждый актер находится на своем месте и, что немаловажно, соответствует по возрасту своему персонажу.

«Я выстраиваю образ своего Лопахина на полутонах. Я до сих пор не знаю, какой он. Сегодня Лопахин такой, а к осенним спектаклям он изменится до неузнаваемости. Репетиционный период «Вишневого сада» и всех пьес Чехова должен тянуться минимум полгода. Мы сделали какое-то чудо за месяц», – рассказывает Тарас Кузьмин.

 

Еще фото с премьеры можете посмотреть в нашем альбоме в «Вконтакте». Театральный сезон закончен. Настало время гастролей. В июне, 16, 17 и 18-го числа, в театре драмы в рамках проекта «Большие гастроли» Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр сыграет три постановки. Зрители увидят спектакли: «Вера, надежда, любовь», «Примадонны» и «Отель двух миров».

Андрей Сабынин

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика