«Верую в самолет и стоячую оглоблю!». Шукшин – в Тверском театре драмы

09.11.2017, 13:16

Рассказы Шукшина отличаются каким-то неистовым надрывом, это добротный первоисточник  для кинематографа и театральных постановок. 7 ноября на малой сцене Тверского академического театра драмы стартовала премьера – комедия «Охота жить» в постановке Александра Сафронова.

Для инсценировки Сафронов выбрал рассказы «Письмо», «Забуксовал», «Билетик на второй сеанс», «Верую!». Эту подборку произведений Шукшина никак не назовешь трагической, они скорее смешны, слегка приправлены драмой и философией человеческого существования. А вот название взято из очень пронзительной шукшинской работы, где беглый молодой преступник убивает выстрелом в спину старика Никитича. А ведь Никитич обогрел и накормил парня посреди глухой зимней тайги и даже простил ему кражу ружья и патронов. Но волчья охота жить, охота покорить большой город своим звериным бесстрашием перед чужой смертью развязывают руки для хладнокровного и подлого убийства: «Так лучше, отец. Надежнее».

Малая сцена Тверского театра драмы невольно выталкивает зрителя в эпицентр событий, вот уж где камерность обеспечивает полное погружение со всеми спецэффектами: звонкий лязг стаканов, смачные плевки семечками, выразительные кукиши и кулаки перед носом. Так и хочется посоветовать бабе Оле Кандауровой (арт. Ирина Погодина), как правильно точить карандаш топором. Вот-вот Роман Звягин (арт. Геннадий Бабинов) протянет к тебе руку и угостит беломорчиком, пригнись пониже, а то получишь ухватом от Поли Тепляшиной (арт. Ирина Погодина) или скалкой от Гути (арт. Ольга Крылова) за то, что пьешь «Столичную» с Тимофеем Худяковым (арт. Александр Сафронов). И среди скромного деревенского интерьера висит отрывной календарик с Гагариным и портрет молодого Шукшина в тельняшке. И все театральное пиршество под аккомпанемент гармошки и балалайки.

В каждой истории персонажей мучает тоска, они не согласны с текущим положением вещей, но и уходить из мира не хочется, хорошо на земле – охота жить! Старуха Кандаурова тоскует по своим детям, так редко приезжающим в деревню, и пишет поучительное письмо не дочери, а скорее зятю, чтоб тот перестал быть букой и чаще был ласковым с женой.

Роман Звягин (арт. Геннадий Бабинов) забуксовал на диалектике «Мертвых душ»: Русь-тройка резвая и смелая везет афериста Чичикова. Как бы Василий Шукшин удивился, оказавшись в нашем времени: сегодня аферисты и коррупционеры почти загнали Русь-тройку в тупик.

«Билетик на второй сеанс» – мрачное послевкусие нечестно прожитой жизни. Тимофей Худяков (арт. Александр Сафронов) осознает свои ошибки, но вместе с тем молит привидевшегося в тесте Николая Угодника (народный арт. Владимир Чернышов) дать ему второй билетик в жизнь, чтоб натворить в этой самой жизни дел почище прежнего.

«Верую!» – это спор впавшего в абсолютный сплин  Максима Ярикова (арт. Никита Березкин) и священника (засл. арт. России Андрей Журавлев), своеобразно толкующего евангельские истины: без зла не может быть добра. Оба напиваются спирта и начинают плясать, попутно произнося молитву всему, что приходит в голову: верую в самолет, в стоячую оглоблю и т.д.

Увидеть премьерную постановку спектакля «Охота жить» можно 14 ноября, 5 и 20 декабря в 19:00, на малой сцене Театра драмы.

Павел Кириллов

Фото: Сергей Борецкий

19 0
Лента новостей
Прокрутить вверх