Как построить завод. Опыт без иллюзий

04.08.2016, 15:10

Гибкие производственные системы — это высокотехнологичные комплексы оборудования, работа которых полностью автоматизирована и управляется электронными системами
В предыдущем номере журнала «Умное производство» мы начали дискуссию о путях повышения эффективности ФЦП (федеральных целевых программ) и частных инвестиций в высокотехнологическую промышленность, о практике проектирования новых и реконструкции действующих промышленных предприятий.

 

Андрей АбрамовСегодняшний наш собеседник – Андрей Абрамов, технический директор и владелец проектного института «АДМ Специальные Ре-шения и Технологии». Андрей Абрамов обладает многолетним опытом работы в сфере инжиниринга. Он создатель компании ADM Partnership, которая с 2007 года работает в сфере проектирования, управления и реализации сложных инженерных комплексов, включая высотные здания, жилые и торговые комплексы, бизнес-центры, дата-центры. В области проектирования и строительства промышленных предприятий Андрей Абрамов заслуженно считается одним из лучших экспертов и идеологов национальной школы инжиниринга, специализирующейся на развитии доктрины «умное производство». В его компетенции входит формирование проектных решений строительства «умных производственных зданий», интеграции производственных систем, включающих управление, организацию труда, логистику и технологии.

– Андрей Михайлович, ваши компании специализируются на нетиповых комплексных проектах и промышленном строительстве. Чем обусловлен выбор этой ниши?

– Существует спрос на рынке, мы его удовлетворяем. Сегодня государство вкладывает огромные средства в модернизацию промышленности. По сути, Россия переживает вторую индустриализацию. Во всяком случае, хочется в это верить. Начало первой индустриализации было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928-1932 гг.). Индустриализация во многом была вызвана потребностями повышения обороноспособности страны. В Советском Союзе вначале создавали примерно по 50 новых номерных заводов в год, затем и по сто. Последний номерной (1011-й) завод для разработки ядерных боезарядов начал создаваться 5 апреля 1955 года. После этого номерных заводов больше не было. Думаю, что на такой темп новой индустриализации Россия должна выйти и сегодня, чтобы остаться в ряду индустриальных держав. Отсюда возникла необходимость создания проектных организаций нового класса, которые специализируются на промышленной интеграции. Мы должны осуществлять комплексные подходы при создании современных предприятий, объединяя в проектах технологические решения, логистику, организацию труда и производственные здания. Создавать производства нового уровня – это естественная миссия инжиниринговых компаний.

Компании-интеграторы постоянно мониторят мировой рынок технологий, оборудования, программного обеспечения. Профессиональные инжиниринговые фирмы получают соответствующие допуски, обучают и сертифицируют своих специалистов, что позволяет им эффективно интегрировать лучшие достижения мировой индустрии в единую производственную систему. Профессиональные инжиниринговые фирмы – это прежде всего системные интеграторы.

Проектный офис компании «АДМ Специальные Решения и Технологии»

Каждый раз надо не просто разработать планировку цеха или завода, встроить ее в существующее здание, а также подобрать технологию, – выбрать из примерно десятка технологий мирового уровня и закупить оборудование (здесь имеется выбор из сотен вариантов) с нужными характеристиками. Отдельных расчетов требует организация внутризаводской логистики, создание мест для инженерных и инструментальных служб, социально-бытового блока для сотрудников и многое другое. А еще требуется решить проблемы вентиляции, освещения, отопления и кондиционирования воздуха и пр., и пр.

Необходимо все это заставить работать как единый комплекс. Так возникает проект управления, который включает в себя сложнейший взаимоувязанный комплекс программного обеспечения для решения задач проектирования изделий, подготовки производства и управления на различных уровнях производственной иерархии. Все это действительно сложно и требует высококлассных специалистов.

Реализация компетенций в области построения крупных инженерных систем в соответствии с мировыми стандартами качества является результатом колоссального опыта команды профессионалов, координации огромного количества смежников. Это наша работа.

Такую работу невозможно сделать без активного сотрудничества с крупнейшими мировыми и отечественными компаниями, занимающимися консалтингом в области инжиниринга, поставщиками и производителями высокотехнологичного оборудования.

Так что проектирование самого здания — это завершающий момент очень серьезной предварительной работы.

– Здания, которые вы проектируете, выглядят всегда несколько необычно. Даже офис, где мы сейчас находимся и где ваши инженеры-проектировщики работают за компьютерами, больше напоминает выставку хайтека. Это ваша идеология?

– В проектировании производственных зданий мы придерживаемся нескольких принципов. Первый – это использование математических моделей. Наше программное обеспечение CAD-систем (систем автоматического проектирования) позволяет легко строить как двухмерные, так и трехмерные модели. Это решает массу проблем, какие обычно возникают в практике строительства. При компьютерном проектировании, скажем так, в строительных конструкциях «дырки» всегда предусмотрены там, где проходят коммуникации. По-другому не бывает. Специальные программы следят за этим. Это позволяет уже на стройплощадке сократить непроизводственные потери и повысить качество строительства.

Система автоматизации производства

Второй принцип – это серьезное отношение к дизайну. В производственных зданиях люди находятся значительное время. У нас привыкли производственное здание красить буро-зеленой краской на полстены. А как в этих условиях ощущает себя персонал? Дизайн помещений – важный фактор общей производственной культуры. Цвет стен, освещенность, интерьеры могут значительно влиять на производительность труда, на качество труда, на показатель производственного травматизма. Этим надо заниматься. Наши проекты обязательно проходят дизайнерский upgrade (улучшения).

И третий принцип – это экспертиза проекта с точки зрения эргономики. Важно оптимизировать взаимодействие человека и других элементов системы для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

Если мы соблюдаем последовательно эти три принципа, то на выходе получаем хороший проект.

Но самое сложное даже не это. В условиях, когда основные инвестиции в России сейчас поступают из государственного бюджета и распределяются по федеральным целевым программам, особую остроту приобретает проблема согласования и утверждения проекта.

– Как говорят: это – Россия! Бюрократический момент – действительно самый сложный?

– Проблема согласования большого проекта с инвестором есть всегда, в любой стране. При этом, конечно, везде есть свои особенности. Претенденту на госинвестиции надо знать требования, которые предъявляются государством, владеть правовым законодательством, в конце концов, иметь опыт согласований проектов. Часто руководители отечественных предприятий недооценивают эти вопросы, в результате большая часть заявок отклоняется. Наша важнейшая роль – согласование целей заказчика, конечных пользователей, собственников, фондов, покупателей, государства и т.д., и разработка самого эффективного в плане соотношения затрат и достигаемых результатов проекта.

Глобальное проектирование или проект раздела «Технологические решения» – еще не проект производственного здания. Пролистав подшивку журналов «УМПРО», мы видим множество интересных решений и предложений от знатоков современных технологий и модных веяний в производстве. При этом понятно, что даже при идеальной разработке проекта раздела ТХ «Технологические решения» до его практической реализации – целая пропасть, а именно: разработка «полного» проекта, включая сметное обоснование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», прохождение экспертизы, а в случае с федеральным бюджетированием – Главной государственной экспертизы Российской Федерации (ГГЭ РФ), получение положительного заключения по результатам проверки достоверности сметной стоимости объекта.

– Мы знаем, что многие руководители предприятий уверены, что они способны создать и защитить проект технического перевооружения или нового строительства силами заводских служб. Так ли это?

– Сейчас на государственном уровне ставится вопрос об улучшении качества именно технологической части проектов, реализуемых в рамках ФЦП, так как именно эта часть и является их сутью и основные инвестиции связаны именно с ней. У заводских специалистов, занятых производственной текучкой, нет ни достаточной квалификации, ни времени заниматься внедрением новых производственных процессов. Тем более у них нет опыта согласования проектов в государственных структурах. Этим должны заниматься специализированные организации. Это, еще раз повторюсь, естественная миссия инжиниринговых компаний-интеграторов.

Например, рассмотрим более детально процедуру решения вышеуказанной задачи и очередность технологических проектных переделов:

Концепт-проект «ТХ»:

  • Сбор исходно-разрешительной документации – ИРД (приказы, правоустанавливающие документы, ГПЗУ и прочее).
  • Обследование и изыскания цеха, здания, площадки под строительство.
  • Архитектурный концепт здания и архитектурная концепция развития предприятия.
  • Проект.
  • Сметы.
  • «Заход» в экспертизу.
  • Снятие замечаний специалистов экспертизы по проекту, сметам и ИРД.
  • Получение «положительного» заключения и подтверждение достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.

Важным вопросом является момент обследований и изысканий, как геологических и гидрологических, так и инженерных. В зону «проектных» интересов попадает не только площадь, ограниченная осями или перегородками существующего здания промышленного назначения или пятна застройки под строительство нового здания, но и близлежащие здания и объекты.

Центр обработки данных

Оценивается степень влияния, казалось бы, второстепенных и незначимых для нового строительства или реконструкции (техперевооружения) производства, объектов.

При этом в составе ИРД, предоставляемой заказчиком, необходимо наличие проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) зачастую всего предприятия, то есть учет всех вредных выбросов и прочих влияний на общую ситуацию на предприятии.

При разработке проекта, помимо проектирования внешних инженерных сетей в соответствии с техническими условиями на присоединение, выданных службой главного энергетика предприятия-заказчика, решается задача выноса существующих инженерных сетей из пятна застройки, обеспечения временных сетей на период строительства, что влечет за собой обследование существующих инженерных сетей предприятия-заказчика (шурфление, разметка на площадке мест прохождения подземных коммуникаций, инженерных сетей, обследование колодцев и коллекторов) и изучение геоподосновы с нанесенными на нее существующими инженерными сетями. Такой документ является грифованным на каждом режимном предприятии, и тут проектной организации без лицензии ФСБ на работу со сведениями, содержащими государственную тайну, не обойтись, не говоря о других технологических «закрытых» материалах и сведениях. Соответственно, сотрудники проектной организации должны иметь допуск к таким сведениям.

Без высококвалифицированной проектной организации этих задач не решить.

– Но все же в реальности у нас часто процветает стремление все делать своими силами! Это наша национальная черта?

– Рассмотрев статистику «заходов» в ГГЭ РФ и процент получения положительного заключения на выходе, имеем невеселую картину, говорящую о массовой системной слабости связки заказчик – генпроектировщик в части их недостаточной квалификации, и не полного понимания всего комплекса задач, требующих решения.

Здесь недостаточно обладать членством в СРО с лицензией на проектирование и неким штатом специалистов. Необходима мощная опытная команда проверенных ассов, имеющих реальный опыт защиты разрабатываемых проектных решений в органах государственной экспертизы. От слаженности работы этого проектного организма зависит возможность в короткие сроки, отведенные законодательством, отработать замечания специалистов экспертных органов, внести корректировки в документацию, обойдясь «малой кровью», и сохранить основные проектные решения в целостности.

Особое внимание требуется уделить обоснованию достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства или реконструкции производства. Отстаивать приходится каждую позицию в сметах, по стоимости как технологического оборудования, так и инженерного, а также доказывать «неизбыточность» принимаемых технических решений и рачительность использования средств федерального бюджета в промышленном строительстве.

Хотелось бы подготовить потенциального заказчика к пониманию всей проблематики построения «Умного производства», которая не заканчивается концепт-проектом технологии и выбором оборудования, а только с этого начинается!

И в помощь будущим провайдерам умных производств – проектный институт «АДМ Специальные Решения и Технологии», компания, за спиной которой не один разработанный и защищенный проект самых современных промышленных зданий и сооружений.

– Спасибо, надеюсь, в следующих номерах журнала мы продолжим начатую тему.

 

Беседовал Геннадий КЛИМОВ
 

Источник: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=714&group_id_4=27&m_id_4=36

 

 

35 0
Лента новостей
Прокрутить вверх