Несовместимое совместилось в Твери

20
Несовместимое совместилось в Твери
фото: Тверская областная академическая филармония

Можно ли объединить такие, казалось бы, несовместные вещи, как органная музыка и джаз? Как оказалось, можно. Это доказал народный артист России, органист года Владимир Хомяков, представивший в Тверской академической филармонии свою экспериментальную программу «Орган и джаз».

У подавляющего большинства людей орган ассоциируется с духовной музыкой. При упоминании этого музыкального инструмента сразу представляются высокие своды католического собора или строгий зал филармонии с портретами великих музыкантов на стенах. И конечно же, многоголосая торжественная музыка, которая словно окутывает слушателей своим величием. Казалось бы, играть на органе джаз – это все равно что покуситься на святое. Но это заблуждение, которое каждым своим концертом развенчивает Владимир Хомяков.

Как и следовало ожидать, свое выступление органист начал с исполнения баховской токкаты ре минор. Это произведение звучит как минимум в двух из трех концертов органной музыки, а может, и чаще. Однако на этот раз музыкант решил «поиграть» с бессмертной классикой, исполнив «Токкату-самбу ре минор» Баха – Тимма. В этом произведении в давно знакомую всем мелодию вплетаются импровизации на тему Баха. Получилось свежо и интересно. Думаю, великий немец бы оценил. В конце концов, он в свое время тоже писал вариации на тему…

Как говорят музыковеды, Владимир Хомяков обладает «репертуаром в четыре столетия», поскольку исполняет на концертах произведения не только классиков, но и современных авторов, а также собственные импровизации. Его выступление в Твери не стало исключением. Вместе с музыкантом слушатели могли помечтать под фантазию на тему старинной рождественской песни Une jeune fillette («Одна маленькая девчушка») и вальс миньон композитора Карга-Элерта, насладиться Rondo alla latina Штамма и вознестись к небесам с органными прелюдиями на скандинавские темы германского композитора XVIII века Карла Генриха Гранума.

Во втором отделении концерта Владимир Хомяков исполнял свои произведения фактически в режиме нон-стоп. Звуки, казалось, оживали под его руками и ногами (орган – инструмент, на котором играют всеми четырьмя конечностями). Они то нашептывали мысли о вечности, то звали прикоснуться к тайнам Вселенной, то заставляли улыбаться мечтам о звездах…

Более получаса импровизации на органе – и ни одной фальшивой ноты, ни одного ненужного звука! Вот она, квинтэссенция джаза.

В завершение программы органист вернулся к «корням» – к Баху, исполнив фугу соль мажор. А потом была буря аплодисментов, легкая джазовая мелодия на бис и Бах, одобрительно улыбающийся органисту со своего портрета на стене филармонии.

Приезжайте к нам еще, Владимир Хомяков!

Ирина Мандрик

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика