Кто написал песню «В лесу родилась ёлочка»?

23.12.2020, 09:15

Песня «В лесу родилась елочка» настолько популярна, что в России практически невозможно найти человека, который бы не ее знал. Это настоящий шлягер на все времена. О ёлочке поют дети на утренниках, родители своим малышам, песня звучи в фильмах и мультиках. Она давно считается по-настоящему народной, но на самом деле у нее есть авторы: Раиса Кудашева, написавшая слова, и Леонид Бекман, сочинивший музыку.

Раиса Адамовна Кудашева родилась 15 августа 1878 в Москве. Ее отец Адам Гедройц служил на Московском почтамте в чине надворного советника, а мать Софья Гедройц (Холмогорова) занималась домом и образованием дочерей, которых в семье со временем стало четверо.

Раиса начала писать стихи для детей еще в гимназии, но первое решилась опубликовать в журнале «Малютка», когда ей исполнилось 18 лет и то под псевдонимом  «А.Э.», потому что в высших кругах общества сочинительство считалось чем-то весьма легкомысленным. Литературный дебют оказался удачным и с тех пор её произведения охотно печатали в детских журналах «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» и других.

Раисе было уготовано безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье — умер отец. Рая взяла на себя заботу о матери и младших сёстрах, пошла работать гувернанткой в богатый дом. В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены. Ей было 27, ему 50, что не помешало князю через три года предложить своей гувернантке руку и сердце. Так Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой.

Тётя Рая совсем не была похожа на княгиню, — вспоминает Михаил Холмогоров, племянник Кудашевой. — Когда мне было пять лет, мама взяла меня к ней в гости. Тетя Рая оказалась совсем старенькой. Они с сестрой, такой же старушкой, ютились в малюсенькой комнате, похожей на чулан. А потом во время прогулки мама показала мне особняк на углу Воротниковского и Старопименовского переулков. “Раньше этот дом принадлежал тете Рае”, — сказала она вдруг.
Миша никак не мог поверить, что нищая старушка жила когда-то во дворце. В 70-е особнячок сломали, и от единственного счастливого времени в жизни Раисы Кудашевой не осталось и следа.
Тогда, в начале века, её называли княгиней, у неё был собственный дом, любящий муж и приёмный сын. Муж вскоре скончался, а сын в 1914 году погиб на фронте.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так:

«Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году появилось на свет рождественское стихотворение «Ёлка»

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Всё звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зелёная была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золочёные…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зелёная?

Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок…
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А. Э.» были опубликованы в рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе её стихов раздался только несколько лет спустя.

И тут появляется музыка

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману — потомственному дворянину с незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приёмной дочери Е. Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории.

Профессиональное мастерство её было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.
Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я ещё лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для неё песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро её выучила, а я, чтобы не забыть песенку, её записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья», вспоминает Елена Бекман-Щербина


О «Ёлке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать всё более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

Трудный 1917 год

1917 год Кудашева провожала в полном одиночестве. Княгиня сидела у печурки и грела руки. Прислуга разбежалась. Она была одна, куталась в шаль и подбрасывала в огонь остатки мебели. Внезапно в дверь постучали. Она открыла. Красные матросы зашли в дверь, оставляя чёрные следы на паркете. Один из них, видимо, главный, вынул изо рта окурок, затушил о стену и бросил на пол.
– Что вам угодно? — спросила княгиня как можно спокойнее.
– Нам угодно, — издевательски прищурился матрос, — чтобы ты, контра, в течение десяти минут исчезла из дома, незаконно отнятого у трудового народа.
Раиса Адамовна безропотно собрала вещи. Так началась её новая жизнь. В этой жизни главным было стать как можно незаметнее, чтобы никому даже в голову не пришло о чём-то её расспрашивать. В конце концов ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она и просидела тихой мышкой до самого 1941 года.

Между тем песенка жила триумфальной и праздничной жизнью. Её пели на всех детских утренниках, исполняли на главной ёлке страны в Колонном зале, на её сюжет рисовали открытки. Это была главная новогодняя песня страны. А создательница её текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям. Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: “Песенка про ёлочку, слова и музыка композитора Бекмана”. Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой (маме Михаила). Та возмутилась. Мало того что автор слов всенародной песни живёт на нищенскую зарплату, так о нём ещё и никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то другой!
– Давайте попробуем доказать, что автор — это вы, — неожиданно для себя предложила она престарелой родственнице.
– Да как же это? — испугалась Раиса Адамовна. — Голубушка, не нужно. Стара я уже для таких подвигов. Да и происхождение моё… Не дай бог кто узнает:
– А мы всё же попробуем, — не унималась родственница.

Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохранённый Раисой Адамовной. А еще в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала “Малютка”. Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашева была официально признана автором песни и должна была получать деньги с каждого её исполнения.

Известность пришла в поэтессе в 1958 году на Огоньке

Но по-настоящему известной Раиса Адамовна стала только в 1958 году. Тогда в “Огоньке” работал будущий “отец” Электроника — Евгений Велтистов. Он бродил по городу в поисках интересных людей и набрёл на Кудашеву. Появившееся в новогоднем “Огоньке” интервью переменило жизнь 80-летней старушки.
Ей стали писать и звонить незнакомые люди, её приглашали в школы и детские сады. Но было слишком поздно. “Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной. — Не по силам я затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне”.

На могиле Кудашевой на Пятницком кладбище Михаил Холмогоров — писатель, племянник Раисы Адамовны — поставил памятник. На нём — слова песенки про ёлочку. А сама песенка принадлежит всем.

Подготовлено по материалам Истории песен, Вокруг книг и свободных источников интернет.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

2543 0
Лента новостей
Прокрутить вверх