Как работают умные светофоры в Твери

Правда, вымыслы и острые вопросы от пешеходов и водителей

23.11.2022, 12:39

В 2022 году в Твери установят 12 адаптивных светофорных объектов. Они уже появились на всем протяжении проспекта Чайковского и Тверского проспекта, на Речном вокзале и на пересечении улицы Перовской с улицей Ефимова.

Обустройство умных перекрестков продолжится и в следующем году. Всего в Твери в рамках муниципального контракта поумнеют 60 светофоров. Деньги администрация получила по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Генеральный подрядчик работ – компания «Швабе-Москва», субподрядчик – «СпецДорПроект».

Как работают умные светофоры?

 

Система выжимает максимум из существующей улично-дорожной сети. В асфальт за 15 метров до стоп-линии и непосредственно перед ней встроены индуктивные петлевые детекторы. Они реагируют на металл. Интеллектуальный контроллер «Поток» с помощью этих петель распознает почти 100% автотранспорта. Петли вмонтированы глубоко в асфальт, поэтому дождь, снег, наледь – в общем, любая непогода им абсолютно не страшны.

«Нас некоторые пытаются ущипнуть, говоря, что это технология 1970-х годов. Да, но это очень простая и надежная технология. В управлении дорожным потоком важна абсолютная точность детектирования транспорта. Если вы ошибаетесь хотя бы на 5%, то сильно падает эффективность вашей работы», – утверждает Константин Антонович, генеральный директор компании «СпецДорПроект».

Как умный светофор понимает, что в ряду не одна, а много машин?

Константин Антонович поясняет, что система учитывает разрывы между машинами.

В Твери разрыв между двумя автомобилями, проезжающими перекресток, составляет в среднем 3,5 секунды. Если проехала машина и за ней в течение 3,5 секунд не проехала следующая, умный светофор фиксирует в этой линии разрыв. Значит, машин мало, поток разрежен и можно включить зеленый сигнал для других направлений.

С 9 вечера до 7 утра на умных светофорах горит красный сигнал для всех участников движения. Машина подъезжает к светофору, система его видит и включает зеленый. Пешеходу нужно нажать на кнопку, которая расположена у пешеходного перехода. В дневные часы нажимать на нее нет смысла. Выделенная фаза для пешеходов включается автоматически.

Умные светофоры собирают пробки?

Установка адаптивных светофорных объектов началась еще в октябре. Многие жители Твери заметили, что на улицах появились заторы. Пробки образовывались не только в часы пик, но и в выходные, когда на улицах города обычно свободно. Автолюбители с гневом обрушились на идею установки умных светофоров, считая, что это только ухудшит и без того сложную дорожную ситуацию.

«Пробки в Твери были, когда мы проводили монтажные работы. Во время них мы занимаем минимум одну полосу дорожного движения. То, что нас критикуют во время установки светофоров, мы уже привыкли. Так происходит абсолютно во всех городах, где мы работаем. Все дело в психологии людей. Если мы про установку умных светофоров не рассказывали, они об этом ничего и не знали бы. А так они видят умные светофоры и, не разобравшись в принципе их работы, просто критикуют», – рассуждает Константин Антонович.

Он поясняет, что все адаптивные светофоры оборудованы видеокамерами. Посмотрев записи, можно понять, по какой причине и в какое время случился затор на дороге. Как правило, причин две – аварии и опасное вождение некоторых участников движения.

Как умный светофор работает в час пик?

В это время светофор следует алгоритму, который заложил в него транспортный инженер. Если загружены абсолютно все направления, то каждому из них дается практически одинаковое количество времени. Когда начинает спадать интенсивность в каком-то направлении, то для него время зеленой фазы уменьшается, а для других направлений увеличивается.

«Но не ждите чудес. Я никогда никому не обещал и не буду обещать, что умные перекрестки разгрузят дороги в часы пик. В Твери колоссальная миграция жителей с одного берега Волги на другой, при этом всего три моста и все почему-то хотят проехать по Старому мосту», – обратился к автолюбителям Константин Антонович.

Будет ли в Твери «зеленая волна»?

Часто я слышу мечты водителей о том, что в Твери появится зеленая светофорная волна. Это когда ты тронулся на зеленый сигнал светофора с одного перекрестка, и тебе на всех следующих тоже загорается зеленый. В общем, едешь почти как по магистрали. Некоторые автолюбители утверждают, что такие «зеленые волны» даже есть в некоторых городах России и Европы.

Константин Антонович считает, что «зеленая волна» – это миф. Все водители хотят, чтобы им загорался зеленый сигнал именно по тому направлению, по которому они едут, но в жизни так не бывает.

«Есть такое понятие «транспортный коридор», который, говоря на нашем сленге, нужно максимально прокачивать. В вашем городе с утра это Тверской проспект. Все светофоры увязаны между собой. Когда идет движение машин по Тверскому проспекту, автолюбители проезжают Советскую и Новоторжскую улицы, а затем движение синхронно останавливается, и зеленый сигнал включается для автотранспорта, который едет по поперечным улицам», – поясняет Константин Антонович.

Почему не включается зеленый на умном светофоре?

Один таксист жаловался в нашу редакцию, что на левом повороте с улицы Дарвина на Тверской проспект он однажды простоял пять минут, прежде чем ему включился зеленый сигнал светофора. При этом большой пробки на площади Капошвара не было. С чем это может быть связано?

Константин Антонович ответил, что водителям необходимо соблюдать правила дорожного движения. Если они переехали стоп-линию или остановились задолго до нее, то петлевой детектор не увидит транспорт, а значит, будет думать, что направление пустое и включать зеленый просто некому.

«Я думаю, что таксисты Твери быстро сообразят что к чему. Их коллеги в Зеленограде давно оценили все преимущества умных светофоров. Ночью они тратят на выполнение одного заказа на 10 минут меньше, чем до установки светофоров. А значит, больше зарабатывают денег», – успокоил таксистов генеральный директор компании «СпецДорПроект».

Город стал дружелюбнее к пешеходам

 

Цель сотрудников «СпецДорПроекта» – не просто установить умные светофоры, а найти хрупкий баланс для всех участников дорожного движения на каждом конкретном перекрестке.

Компания тесно и продуктивно взаимодействует с департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери. Где это возможно, добавляется так называемая фаза на просачивание. Это значит, что на многих перекрестках по ходу движения на проспекте Чайковского и Тверском проспекте зеленая фаза загорается и для машин, и для пешеходов.

Раньше пешеходам, чтобы перейти дорогу, приходилось ждать 120–150 секунд на каждом перекрестке. Такой подход не стимулировал людей ходить пешком, использовать велосипеды и самокаты. Был обратный эффект: город загонял их в машины. Человека, который идет пешком, едет на самокате или велосипеде, превращали в человека второго сорта. Он был вынужден стоять и ждать на каждом перекрестке. На машинах ездить было удобнее, но в каждом автомобиле в среднем едет 1,3 человека. Машины быстро «съедают» то улучшение, которое сделал для них город, требуя все новых. Но удовлетворить все потребности автолюбителей невозможно. С этой задачей не справился ни один город мира. Сейчас идет поиск баланса между общественным транспортом, автолюбителями, пешеходами, велосипедистами и самокатчиками.

Как изменилась работа перекрестков в Твери, можно увидеть на примере площади Капошвара. Здесь появились дополнительные секции светофора для поворота налево. И когда поворачивающих налево машин нет, то стрелка выключается и подтягивается прямой ход с другой стороны. Пешеходам сократили ожидание зеленого сигнала с 160 секунд до 60–70 секунд в часы пик. Теперь они переходят за цикл два раза, а не один, как было раньше.

«На перекрестках Тверского проспекта с улицами Желябова, Новоторжской и Советской, а также на Речном вокзале мы добавили пешеходам в выделенной для них фазе 5 секунд чистого зеленого. Раньше надо было бежать через перекресток, а теперь можно идти спокойно», – считает Константин Антонович.

Советы автолюбителям

Чтобы полностью вкусить плоды работы умных перекрестков, нужно соблюдать простые правила.

Во-первых, соблюдать ПДД и останавливаться непосредственно перед стоп-линией. Во-вторых, быть внимательными. Если вы стоите на светофоре на красный сигнал, это не значит, что нужно лезть в смартфон.

Продолжайте смотреть на сигналы светофора. В зависимости от наличия или отсутствия транспорта для вас быстро может включиться пропускная фаза. Так, на перекрестке Тверского проспекта с улицей Советской это происходит довольно часто. Когда умный светофор выпускает машины со стороны Советской в сторону Тверского проспекта, запускается веер во все стороны: налево, прямо и направо. Налево машин, как правило, немного. Когда они заканчиваются, умный светофор выключает стрелку «налево» и тут же подключает прямой ход навстречу.

«На камерах мы видим, что водители не готовы к резкому включению зеленой фазы. Они отвлекаются на телефоны, поэтому стартуют с опозданием. Очень важно не допускать больших разрывов между машинами, иначе умная система будет считать, что машин нет, и выключит зеленую фазу. Когда машина впереди трогается на зеленый сигнал, за ней все должны трогаться динамично, не допуская больших разрывов. Мы заметили, что автолюбители Твери стали лучше реагировать. Скоро они привыкнут к умным светофорам», – уверен Константин Антонович.

Каков следующий шаг?

Чтобы максимально эффективно использовать существующую дорожную сеть города, со временем необходимо на магистральных улицах создать выделенную полосу для общественного транспорта. Конечно, автолюбители будут возмущаться, но автобусы, которые перевозят десятки людей, не должны стоять в пробках с машинами, где в среднем едет по 1,3 человека.

Москва и многие другие города России уже ввели выделенные полосы для общественного транспорта. Пора и Твери задуматься об этом важном шаге.

 

Андрей Сабынин

фото автора, архив «Каравана»,  Ярослава Белякова, senivpetro/ freepik.com

1247 0

Оставьте комментарий

Лента новостей
Прокрутить вверх