Хранительница очага искусства

64

В этом году народная артистка России Наина Владимировна Хонина отмечает сразу две большие даты – свое 80-летие и 60-летие служению Тверскому академическому театру драмы.

Хранительница очага искусства

Для актрисы большое счастье встретить свой праздник на сцене. В день ее рождения, 12 мая, она сыграла в спектакле «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома в постановке режиссера Александра Павлишина. Этот спектакль идет на сцене драмтеатра с октября 2016 года. Актриса занята еще в одном спектакле Александра Павлишина – «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова.

На служебном входе в театр Наина Владимировна поздоровалась со своим любимым храмом искусства: «Здравствуй, родной». Эту традицию она переняла у своего учителя народного артиста РСФСР художественного руководителя Калининского театра драмы Георгия Георгиевского. Здесь он работал в 1942–1953 и 1958–1967 годах.

«Я до сих пор до конца не поняла, Георгий Адольфович так поздоровался с театром, чтобы дать мне какой-то урок, или он просто открылся передо мной? Я думаю, что второй вариант», – вспоминает Наина Владимировна Хонина.

«Разве нельзя отличить кролика от газели?»

Сотрудники театра встретили ее бурной овацией, пожелав крепкого здоровья и новых ярких ролей. В свои 80 лет актриса Наина Хонина находится в отличной творческой форме. Перед спектаклем Наина Владимировна принимала поздравления и рассказывала о том, как судьба привела ее в Калининский театр драмы.

«В это время я вместе с родителями работала в театре Ульяновска. А до этого успела поработать в Благовещенске. У меня было уже семь достаточно серьезных ролей. Ульяновский театр отправлялся на гастроли в Москву со спектаклем о молодом Ленине. Мне хотелось уйти в другой театр. Мне казалось, что играть с родителями в одном театре – это неприлично. Сейчас есть понятие актерской династии, а тогда такого не было.

Хранительница очага искусства
сцена из спектакля «Третье слово (Дикарь)» (1962)

Мы с родителями возили с собой огромную карту Советского Союза. Она была исчерчена красными флажками, которые обозначали места, где мы уже побывали. Перед отъездом в Москву я сказала маме: «А сейчас давай посмотрим, где я буду в следующий раз». Я ткнула пальцем в карту и закричала: «Мама, папа, это будет Москва!» Мама тихонько подняла мой пальчик с карты. На ней маленькими буквами было написано: «Калинин». Я сказала: «Этого не может быть. Я не знаю такого города». Мой папа, который хорошо знал все провинциальные театры страны, сказал, что в Калинине замечательный драматический театр.

А вскоре судьба свела меня с его главным режиссером, педагогом народным артистом РСФСР Георгием Георгиевским. Мой партнер, который играл молодого Ленина, знал о моем желании уйти в другой театр. В Москве он зашел во Всероссийское театральное общество. Здесь была актерская биржа. И именно в этот день Георгий Георгиевский приехал сюда искать молодую актрису. В Калинине режиссер Александр Сафронов ставил спектакль «Неравный бой» по пьесе Виктора Розова. Все роли были распределены. А одна молодая актриса неожиданно бросила театр, уехав на съемки в кино. Как известно, судьба ее потом не сложилась. И вот на замену ей Георгиевский искал молодую актрису.

Вскоре он позвонил нам в гостиницу и предложил мне обвенчаться с Калининским театром драмы. Я, конечно, согласилась! Он не устраивал мне никаких прослушиваний, хотя знал, что у меня тогда не было актерского образования. Однажды Георгиевского спросили, чем он руководствовался, приглашая меня в театр. Он ответил: «Разве нельзя отличить кролика от газели?»

Исполнение детской мечты

Хранительница очага искусства
Наина Хонина на встрече с читателями

«Папа Жора», как ласково называли Георгия Георгиевского молодые актеры, стал главным учителем в жизни Наины Хониной. Именно он научил ее тому, что театр – это храм, где горят актерские души. И когда Георгий Адольфович уходил из театра по причине тяжелой болезни, Наина Владимировна твердо решила, что будет сохранять в театре тот очаг, который зажег ее учитель.

«Актеры моего поколения были бессребрениками. Театр был для них самым главным в жизни», – вспоминает Наина Хонина.

Именно таким актерам посвящен ее роман «Она была актрисою…». За него Наина Владимировна была удостоена литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Также она написала книги «Богема (Провинциалы)», «Амнезия», сборник стихов «В то лето, в таком-то году… Актриса в гриме и без грима».

Писать книги – детская мечта Наины Хониной. Тем не менее она не считает себя писателем. Она называет себя актрисой, которая немножко пишет.

«Мое сердце полно впечатлениями от моей прожитой жизни. Все свои книги я пропустила через себя. В них под разными именами и образами раскрываюсь я сама. Я многое взяла из собственной жизни, окружения и событий», – говорит Наина Владимировна.

Любимая роль народной артистки

Хранительница очага искусства
сцена из спектакля «Мария Стюарт»

Наина Владимировна рассказала, что роль Марии Стюарт в одноименном спектакле по пьесе Шиллера одна из самых ее любимых. Она до сих пор очень благодарна режиссеру этого спектакля народной артистке России Вере Ефремовой за то, что та удостоила ее чести сыграть эту роль. Премьера спектакля состоялась 25 октября 1981 года. Любопытно, что стоимость билета составляла 15 копеек.

«Прошло два года, как этот спектакль сняли с репертуара. Я шла к кинотеатру «Звезда», а рядом с ним продавали цветы. И тут я слышу: «Товарищ Мария Стюарт, идите сюда». Я повернулась, передо мной стоял деревенский красивый парень и протягивал букет цветов. Больше мимо этого ларька я не ходила, чтобы не было ощущения, что я пришла за цветами. Так получилось, что через несколько лет я отмечала свой день рождения в больнице. Девочки из других палат убежали из больницы, нарушив больничный режим. Побежали за цветами и сказали: «Нам нужен букет для актрисы, которая лежит в больнице». Продавец цветов ответил: «Я одну актрису знаю, Хонину». Он берет вазон цветов и отдает девочкам, чтобы они меня поздравили. Чем могла так задеть роль Марии Стюарт молодого деревенского парня? Я до сих пор не знаю ответа на этот вопрос», – вспоминает Наина Хонина.

Хранительница очага искусства
поздравление Наины Хониной после спектакля

После спектакля «Восемь любящих женщин» Наину Владимировну аплодисментами и цветами поздравляли почитатели ее таланта. Народную артистку России поздравил и фонд «Отчий дом». Создатель этого фонда Наталья Серова, которая ушла из жизни в 2018 году, написала пьесу «Встреча» специально для Наины Хониной. Спектакль в Театре юного зрителя по этой пьесе поставил актер и режиссер Тарас Кузьмин.

«Я был у нее 34-м режиссером. Я думал, что Наина Владимировна меня съест, но она была невероятно добра, внимательна и по секунде меняла задачи, переворачивала с ног на голову свою роль. Она и сейчас в отличной форме. Я желаю ей здоровья и много-много других ролей», – сказал Тарас Кузьмин.

Кстати, недавно Тарас Кузьмин возглавил Тверское отделение Союза театральных деятелей. Он отметил, что в этом важную роль сыграло участие Наины Хониной.

Уважаемая Наина Владимировна, редакция «Каравана» присоединяется ко всем поздравлениям! Храните очаг служения и любви в театре-храме, радуйте нас своими ролями еще много-много театральных сезонов!

Андрей Сабынин

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика