Хорошо забытое старое

05.05.2021, 21:39

В конец апреля в администрации Калининского района прошла презентация, как выяснилось, уже утвержденного маршрута северного обхода автомагистрали М-11 «Нева». Надежды жителей, которые верили, что есть шансы отвести скоростную дорогу подальше от их домов, практически рухнули.

В начале встречи член правления «Автодора» Алексей Борисов рассказал о том, что вариант северного обхода Твери прошел общественные слушания в 2010–2013 годах, а в 2014 году получил заключение государственной экспертизы. Топ-менеджер «Автодора» пояснил, что проектные изыскания действительны только в течение двух лет, поэтому проект пришлось перерабатывать. К тому же с тех пор серьезно ужесточились требования по шумоизоляции и экологии. Их тоже было необходимо учесть.

Игорь Руденя не сдержал своего слова

Напомним, что обход М-11 вокруг Твери начнется с 147-го километра автодороги «Нева». Она пройдет по Эммаусскому сельскому поселению, пересечет реки Волгу и Оршу, затем пойдет по землям Каблуковского сельского поселения, в том числе рядом с Оршинским женским монастырем. Далее пересечет Бежецкое шоссе в районе деревни Пуково, а потом повернет налево и по мосту через Тверцу неподалеку от деревни Новенькое перейдет на правый берег реки. Далее М-11 пройдет рядом с поселком Литвинки. Далее ее путь снова пройдет через реку Тверцу, а затем через Черногубовское и Медновское сельские поселения. За Медном обход Твери соединится с основной дорогой М-11 на 209-м километре.

«Еще на стадии проектирования было рассмотрено несколько вариантов строительства обхода М-11 вокруг Твери: северный, южный и вариант в створе Октябрьской железной дороги. В итоге с учетом экономических, геодезических и экологических факторов был выбран первый вариант, – пояснил Михаил Белозеров, главный инженер АО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект». – Трасса имеет 16 пересечений с дорогами разных категорий, в том числе с тремя железными дорогами».

Символично, что буквально за пару дней прошел общий сход жителей левого и правого берегов Тверцы. Напомним, что в начале 2020 года «Автодор» совместно с правительством Тверской области заявили о том, что будет создан второй вариант обхода М-11 – по землям Михайловского, Кулицкого и Медновского сельских поселений. Эта новость очень не понравилась местным жителям. Между двумя берегами начался раздор.

В конце марта инициативные группы двух берегов, а также некоторые депутаты Калининского района приняли совместный план действий. Они решили требовать от «Автодора» и правительства Тверской области разработать третий, еще более северный вариант. Предполагалось, что он пройдет вдали от деревень и дачных кооперативов, севернее поселка Васильевский Мох по выработанным торфяникам.

Жители надеялись на помощь губернатора Тверской области Игоря Рудени. В прошлом году он неоднократно заявлял о том, что обход М-11 вокруг Твери будет построен с учетом интересов всех жителей.

«Сначала была трассировка, которая частично задевала населенный пункт в Калининском районе, но было принято решение изменить проект, для того чтобы обойти все населенные пункты. Проектировщиков попросили кардинально изменить маршрут, чтобы никому не создавать неудобств»,сказал глава региона в одном из своих выступлений в прямом эфире телеканала «Россия-24. Тверь».

Но в итоге «Автодор» решил оставить старый вариант автодороги. Похоже, такого развития событий не ожидали даже в правительстве Тверской области. На встрече его представлял неизвестный нам чиновник. Он растерянно взял слово и сказал: «Но вы же обещали учесть все наши пожелания!» В ответ топ-
менеджер «Автодора» Алексей Борисов произнес стандартную фразу про то, что госкорпорация учла все факторы и выбрала самый оптимальный вариант.

В 50–100 метрах от жилых домов

Главный инженер «Союздорпроекта» Михаил Белозеров рассказал о том, что проект будет закончен в ближайшие месяцы. Уже в 2021 году начнется строительство северного обхода М-11. Он полностью должен быть закончен к 2024 году.

Дорога пройдет в непосредственной близости с домами жителей. Например, от деревень Жорновка, Шаблино, села Новенького, СНТ «Светлый» она пройдет всего в 50 метрах! От элитного коттеджного поселка Адмиральская Бухта – всего в 70 метрах, от деревень Старое Семеновское и Софьино, а также от СНТ «Заря» и «Росинка» – в 100 метрах. Расстояние от села Беляниха и деревни Смолино до М-11 составит 150 метров, от поселка Черногубово – 200–300 метров в зависимости от расположения дома, от села Воскресенского – 250 метров, от СНТ «Мечта» и «Восток» – 490 метров.

И это мы перечислили далеко не все поселения. Здесь установят защитные экраны. Их общая протяженность на объезде М-11 составит 4,5 километра. Причем в разных деревнях они будут разными по уровню шумоподавления. Михаил Белозеров пояснил, что на стадии формирования проекта были сделаны измерения уровня шума. С учетом ГОСТа и будут установлены шумозащитные экраны.

Деревни Калошино, Терехово, Старая Ведерня будут находиться в 1100 метрах от автодороги, село Каблуково – в 1200 метрах. Здесь никаких шумовых экранов не поставят, потому что шум здесь будет укладываться в нормативы ГОСТа.

«Ваша карта не отвечает действительности уже больше десяти лет. Вы вдоль обычной дороги М-10 ходили и спрашивали, помогают ли людям эти защитные экраны? А я строитель и знаю, что помогают они откровенно плохо. Люди вынуждены продавать задешево свое имущество и уезжать, а часто они его и вовсе продать не могут, потому что его никто не покупает. Вы понимаете, что стоимость недвижимости в десятках деревень, сел и СНТ около М-11 тоже упадет? – задался риторическим вопросом житель СНТ «Светлый» и представитель организации «Народный собор». – Только в СНТ «Светлый» более 500 человек живут круглогодично. Есть люди, которые продали квартиры, чтобы купить дома за городом и вывезти на природу больных детей. Что им теперь делать?»

Общественные слушания? Уже были!

Представитель Черногубовского сельского поселения Николай Веселов рассказал о том, что все жители против строительства М-11 рядом с их домами. Они собрали тысячи подписей, направив их во все возможные инстанции, в том числе в администрацию президента, правительству, генеральному прокурору РФ, Государственную думу, федеральное министерство экологии и природных ресурсов. Везде они получали одни отписки.

«О том, что у нас под носом пройдет трасса, мы узнали только в прошлом году, когда в нашем поселении начались проектно-изыскательские работы. Вы говорите о том, что общественные слушания были, но когда?» – спросил Николай Воробьев.

«Трасса нанесена на кадастровую карту еще в 2014 году, а общественные слушания были в 2010-м», – ответил топ-менеджер «Автодора» Алексей Борисов.

«И кто со стороны жителей подписал этот проект? Три бабушки?»

«Почему три? Двенадцать бабушек».

В зале раздался смех и аплодисменты.

Николай Воробьев предложил сотрудникам «Автодора» и АО «Союздорпроект» провести новые общественные слушания, а для начала просто прогуляться по деревням Черногубовского и других сельских поселений, чтобы выслушать настоящее мнение людей.

Представитель деревни Дубровки, который выступал следом, напомнил, что М-11 планировалась еще в начале 2000 годов. С тех пор Тверь и Калининский район очень изменились. Например, в деревнях Дубровки, Городище, Шаблино и других число жителей увечилось в разы.

«Я с 2010 года состою в местной избирательской комиссии. Сначала голосующих было 200 человек, а сейчас 1500. И это с учетом того, что многие прописаны в Твери, а живут здесь. Куда будет развиваться город? Получается, что дорога идет практически по его окраине, умножая на ноль возможности развития областной столицы», – заявил житель деревни Дубровки.

Другие варианты не будут обсуждаться

Жители напомнили о том, что существует третий вариант дороги, который проходит севернее поселка Васильевский Мох по выработанным торфяникам. Он идет вдали от всех населенных пунктов. Почему «Автодор» не стал его рассматривать?

«В этом случае М-11 упрется в очень глубокое болото. Построить здесь трассу не получится», – ответил Алексей Борисов.

Жители говорили о том, что в Новгородской области многие участки М-11 проходят по болотам, но топ-менеджер «Автодора» попросил не сравнивать два участка, а потом снова заявил, что оптимальное решение уже выбрано и корректироваться не будет. «Автодор» готов обсуждать несколько категорий вопросов: экология, работа техники в момент строительства, восстановление местных дорог после окончания стройки.

Возмущенные жители заявили, что продолжат выражать свой протест всеми возможными мирными способами. Их главная цель – объединить максимальное число жителей Калининского района, чтобы сделать протест как можно более массовым. Мы следим за развитием ситуации.

Андрей Сабынин

1384 0
Лента новостей
Прокрутить вверх