Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

«Хлебзавод» в тверском ТЮЗе: пьеса о взрослении

39

«Хлебзавод» в тверском ТЮЗе: пьеса о взрослении

Спектакль «Хлебзавод», премьерой которого закрыл театральный сезон тверской ТЮЗ, по праву можно назвать сеансом групповой психотерапии для подростков и их родителей.

Пьеса современного драматурга Алексея Олейникова написана в лучших традициях обэриута и детского писателя Николая Олейникова. Получилась очень абсурдистская постановка, абсурд которой подчеркивает то, что подростковые монологи иногда произносят весьма немолодые актеры Александр Евдокимов, Виктор Дегтярев. А подростки, чье взросление описывает пьеса, в конце каждой главы, на которые разделено действие спектакля, перевоплощаются во взрослых обычных людей.

Режиссер Филипп Гуревич использовал модный жанр вербатим – прием документальной драматургии, когда на сцене звучат реальные интервью реальных людей, которые взяли сами актеры. Эти обычные взрослые люди начинают рассказ о себе с расхожих штампов («я успешный человек, для меня главное – это семья»), но в процессе интервью раскрываются, и видно, что каждый из них обижен, травмирован, несчастен.

«Хлебзавод» в тверском ТЮЗе: пьеса о взрослении

Ближе к концу спектакля появился и обещанный в названии хлебозавод, оказавшийся довольно мистическим местом: подростков повели туда на экскурсию, посадили на лопаты и… отправили в печи. Судя по всему, это метафора взросления – их «перепекли» в тех самых взрослых, образы которых мы видим в их интервью.

В конце спектакля со своей реальной историей появилась самая заслуженная актриса ТЮЗа Галина Лебедева. И ее история, в отличие от историй современных и успешных аудиторов и программистов, была очень светлая, как-то позитивно подытожившая спектакль.

Кстати, в зале театра сейчас идет ремонт, и зрители сидели в три-четыре ряда на сцене. Это позволило оценить декорации, свет, хореографию в приближении.

Потом было обсуждение спектакля. Очень хотелось послушать «целевую аудиторию» – умных подростков лет 14–16. Мнения подростков разделились: кто-то узнал себя и пережил настоящее озарение, а кто-то, не привыкший к современному искусству, мало что понял.

Одна из зрительниц, пришедшая с 16-летней дочерью, поблагодарила режиссера и актеров за то, что стала больше понимать своего ребенка. И это очень важно.

Мария Орлова

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика