Бог из машины

19.05.2015, 13:33

О чем тверские промышленники хотят попросить Путина

Летом в Москве пройдет общероссийская промышленная конференция, на которой представители регионов могут высказать свои предложения по поддержке родных предприятий. Надеемся, примет в этом участие и тверская делегация. Для подготовки к конференции 13 мая общероссийский народный фронт провел в Твери круглый стол на тему «Страна живет, когда работают заводы». Вот что обсуждали на мероприятии.

 

СТАНКИ

 

– «Зачем придумывать, если можно купить?» – такая политика 1990-х привела к тому, что в России тяжело найти станок с требуемыми параметрами. В основном это чехи, корейцы, немцы, – сказал директор Тверского вагонзавода Андрей СОЛОВЕЙ. – Тем не менее мы сотрудничаем с 18 предприятиями по области, и порядка 8000 рабочих трудятся только на наш завод.

О необходимости выстраивать производственные цепочки говорил и министр промышленности Евгений ВОЖАКИН:

– Приоритеты промышленной политики обозначены в концепции, которая была принята 29 апреля 2014 года и рассчитана до 2020. Лидирующими отраслями в регионе признаны машиностроение и производство пищевой продукции. В то же время о самостийном машиностроении можно говорить, если есть хребет – станкостроение, и нам нужно выстраивать производственные цепочки внутри региона (связь Тверской вагоностроительный завод – Савеловский машиностроительный, например). Наши традиционные отрасли, к сожалению, лидерами не являются, но обладают большим потенциалом: химическое, текстильное, швейное производство. Концепция – это лишь векторный документ, и необходим план реализации. К концу мая мы его подготовим и вынесем на обсуждение. Кроме того, нужно привести региональное законодательство в соответствие с законом 488 «О промышленной политике в РФ» от 31 декабря 2015 года.

 

ЗАКОНЫ

 

По всему было видно, что несовершенство законодательства – тема, которая «цепляет» руководителей предприятий. Директор ТВЗ поделился, что участвует во всех возможных конкурсах, но «выбить деньги» из-за бюрократических проволочек получится дай бог к концу года, а освоить средства за оставшееся время невозможно.

Набил оскомину пресловутый 94-й закон о тендерной системе: побеждает тот, предложит меньшую цену. Поступило предложение учитывать и другие показатели: давать дополнительные баллы региональным предприятиям, принимать во внимание качество и т.д.

– Такое ощущение, что проверяющие организации существуют не для того, чтобы следить за соблюдением правил, а для того, чтобы выписывать штрафы, – не сдержал возмущения руководитель «Тверьгазсервиса». – Ростехнадзору – заплати, гаишникам – заплати, пожарным – заплати… Правильнее было бы просто подсказывать, как устранить недостатки, и лишь потом штрафовать, если ничего не сделано.

 

НАРОДНЫЕ ТРАМВАИ

 

Какая федеральная программа может помочь предприятиям Тверской области? Обсудили возможность программы по развитию городского общественного транспорта в регионах.

– Это должно быть аналогом модернизации РЖД, – сказал президент Торгово-промышленной палаты Леонид МУСИН. – Только вот, пустив в Россию компанию «Сименс» и ее «сапсаны», мы обеспечили работой немецких рабочих, а не своих. Почему было не пустить инвестора на условиях загрузки российской промышленности? На конференции нужно выступить с идеей обновления городского транспорта – и поддержать тем самым наш вагоностроительный завод, который мог бы стать одним из лидеров по выполнению этого госзаказа. Слава богу, в Твери пока рельсы не разобрали.

 

КАДРЫ

 

– Твери, находящейся между Москвой и Петербургом, тяжело конкурировать со столицами по привлекательности для работников, – сказал руководитель рабочей группы регионального отделения ОНФ «Честная и эффективная экономика» Олег ЛЕБЕДЕВ. – Нужна взвешенная политика по подготовке и привлечению кадров. Мне не совсем понятно, зачем, например, в Бологое готовят машинистов. Да, хорошая профессия, но люди обучаются за счет региона, а потом из него уезжают. Недавно я был в Весьегонске – там развиваются такие, казалось бы, взаимоисключающие сферы, как промышленность и туризм. А специальностям этим там не обучают…

– Необходим баланс на рынке труда. Для этого на базе Тверского политехнического колледжа создан интернет-портал «Профкарьера.69», который будет сводить воедино информацию из сфер образования, промышленности, министерства экономики… – сказала Ирина РОДИОНОВА, замдиректора колледжа. – Это позволит точно сказать, сколько в ближайшее время потребуется сварщиков, машинистов и т.д. На основе этого будут формироваться бюджетные места. Первые результаты работы системы мы получим в 2016 году.

– Проблема в том, что студенты, которые приходят к нам на завод, – полный ноль, – сказал директор вагонзавода Андрей Соловей. – Бизнес не может позволить потратить полгода на обучение сотрудника, чтобы он потом ушел в Москву. Вот есть у меня 12 лазеров – один я могу предоставить вашим студентам, приходите, занимайтесь.

«Быть рабочим – модно!» – примерно в таком духе говорили участники круглого стола о необходимости повысить престиж трудовых профессий. Однако рисовать плакаты в духе советского времени – недостаточно. Престиж может стать следствием комплексных мер – начиная с повышения уровня зарплаты преподавателей, которые готовят «технарей», до повышения уровня зарплаты рабочих. А это станет возможно при улучшении предыдущих позиций.

P.S. В следующем номере читайте комментарии руководителей ведущих предприятий в Тверской области – а что бы они предложили для развития промышленности в регионе?

Дмитрий КОЧЕТКОВ

11 0
Лента новостей
Прокрутить вверх