Чичиков – простак, а Ноздрев – бич в майке?

07.04.2015, 13:52

В тверском ТЮЗе прошла премьера «Мертвых душ»

4 апреля в ТЮЗе прошел предпремьерный показ «Мертвых душ» в инсценировке Булгакова. Режиссером постановки выступила Наталья Лапина, уже известная тверскому зрителю по кэрролловской «Алисе».

 

«Мертвые души» иногда называют русской Одиссеей, и декорационное решение спектакля в виде верстовых столбов, шлагбаумов и будки городового вполне подобному определению отвечает. Мобильность же всего перечисленного вкупе с щедрым использованием поворотного круга дают еще большее ощущение нескончаемого путешествия гоголевской птицы-тройки по бескрайним просторам России.

Перемена декораций и, соответственно, мест действия проводится прямо на глазах у зрителей – занимаются этим сами артисты, по ходу спектакля переходящие из разряда действующих лиц в массовку и обратно. Но обратимся к главным персонажам.

Манилов в исполнении Константина Григорьева вполне по-гоголевски обходителен, однако обходительность эта местами как будто носит оттенок кавалерства, невольно предназначая Чичикову место дамы.

Собакевича в постановке играет Александр Евдокимов. Играет легко и органично, но постоянный зритель невольно задается вопросом: а не проистекает ли эта легкость из эксплуатации давно наработанного образа Скотинина из «Недоросля»?..

Александр Романов в роли Плюшкина в своей работе удачно объединил и представил все характерные черты персонажа, вместе с тем не опускаясь до плоскости и шаблона. Единственно, плюшкинское шамканье не всегда позволяло залу понимать произносимое, но проблема эта, по-видимому, решаема.

Выпивоха, картежник и забияка Ноздрев в лице Андрея Иванова-старшего (да-да, Чичикова играет не он) в постановке превратился в быдло в майке-алкоголичке, к тому же с ощущением того, что во всех сценах с участием своего персонажа артист изо всех сил тянет одеяло на себя.

Замыкает же череду помещиков Коробочка в неплохом и вполне «смотрибельном» исполнении Ольги Лепоринской. Однако при всех плюсах Коробочке пока несколько не хватает тех самых характерных черт, и роль выглядит воспроизведением актрисой образа русской бабы из «Ехай» с примесью Простаковой из того же «Недоросля».

Чичикова в спектакле играет Михаил Хомченко, но оценивать его работу в отрыве от оставшегося в тайне режиссерского замысла довольно сложно. Абсолютный Чичиков по наружности, Хомченко между классическим амплуа ловкача и совершенно неклассическим для его персонажа амплуа простака явно тяготеет ко второму. В итоге мы видим, по сути, историю маленького человека, замыслившего обокрасть государство (у которого, согласно народной мудрости, сколько не воруй, а своего не вернешь), но в итоге оказавшегося обокраденным этим же самым государством в лице чиновников славного города N, к тому же пустивших в расход все с таким трудом приобретенные купчие на мертвые души. И если ставилась задача показать любовь русского народа к поиску виноватых во всем Чичиковых, то ее, пожалуй, можно считать выполненной.

Однако базовая цель спектакля так и осталась неясной. Если целью было создать комедию, то она присутствует разве что в тексте, но никак не в игре актеров. Возможно, режиссер хотела вызвать в зрителе какие-то эмоции, заставить сопереживать тому же Чичикову? Опять же нет – субъективно спектакль практически не трогает. Заставить задуматься? Для этого, пожалуй, слишком много значимого текста проговаривается в проброс либо перекрывается картинкой. Сделать шоу? Этой цели вполне отвечают массовые сцены перемены декораций между картинами, но основное действие подобной зрелищностью не отличается…

Впрочем, среди оставшихся на обсуждение после спектакля зрителей довольных было явное большинство, да и первые отзывы в соцсетях тоже вполне положительны. Видимо, каждому придется делать здесь свои собственные выводы. А в ближайшее время сделать это можно будет 18 апреля.

Евгений ВЫЧЕГЖАНИН

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх