Аспиранты взвесили Шевелева

27.01.2015, 13:34

Сценарии формирования новой областной власти

КОГДА БУДЕМ ВЫБИРАТЬ НОВОГО ГУБЕРНАТОРА?

 

Четыре года назад – 7 июля 2011 года Андрей Шевелев стал губернатором Тверского региона. Формально его полномочия оканчиваются в следующем году. Но с большой долей вероятности в Тверской области пройдут досрочные губернаторские выборы уже в этом.

Дело в том, что в 2016-м у нас пройдут одновременно две избирательные кампании – в Государственную Думу и Законодательное Собрание. Добавить сюда еще и выборы губернатора – слишком большая нагрузка на регион. Тренд с переносом выборов используется Кремлем в разных регионах и весьма успешно. Я оцениваю шанс того, что выборы пройдут в этом году, как 80%.

Схема везде одинаковая – действующий губернатор отправляется в отставку и на его место зимой/весной приходит и.о. (исполняющий обязанности губернатора). Осенью этот человек идет в качестве кандидата «от власти» и выборы выигрывает. В прошлом году так было в Ивановской, Челябинской, Курганской, Орловской, Новосибирской, Вологодской областях, Ставропольском и Красноярском крае, а также в республике Удмуртия. Самый поздний срок, когда такая рокировка делалась в прошлом году, – 2 апреля (если не брать Красноярский край, губернатор которого ушел в федеральные министры 12 мая – там сложная история). Обычно перестановка делается в январе-феврале.

Вторая схема, так называемое «переизбрание» – когда стоит задача переизбрать действующего главу региона. В этом случае губернатор уходит в отставку весной/летом и становится и.о. – а осенью его переизбирают. В прошлом году так было в оставшихся 21 субъектах, где проходили выборы глав регионов. Это обычно делается в мае-июне.

Отсюда можно сделать вывод, что если в течение ближайшего месяца Андрея Шевелева не отправят в отставку – он или будет принимать участие в выборах в качестве кандидата, или выборы все-таки пройдут в 2016 году. Давайте рассмотрим возможные сценарии и их последствия.

 

ТЕКУЩИЙ РЕЙТИНГ ШЕВЕЛЕВА

Существуют разные рейтинги губернаторов, но с точки зрения выборов самым важным является электоральный рейтинг – то есть процент избирателей, готовых отдать свой голос за кандидата. Неделю назад я с товарищами провел социологическое исследование по данному вопросу. Результаты получились такие:

«Если бы выборы губернатора Тверской области прошли в ближайшее воскресенье и в них бы принял участие действующий губернатор А. Шевелев в качестве кандидата, вы бы отдали за него свой голос?»

Да – 10,5%

Нет – 77,8%

Затрудняюсь ответить – 11,7%

«Как вы оцениваете работу региональной власти?»

Положительно – 7,8%

Нейтрально – 10%

Отрицательно – 74,3%

Затрудняюсь ответить – 7,9%

Опрос проводился методом анкетирования и телефонного опроса с репрезентативной выборкой по полу, возрасту и месту проживания (населенные пункты Тверской области). В опросе приняло участие 400 человек, погрешность не превышает 5%.

О чем говорят такие цифры? Во-первых, Шевелев практически не избираем, если выборы будут честными и у него будет достойный конкурент. С другой стороны, если выборы будут де-факто безальтернативными (в качестве конкурентов будут только технические кандидаты) – эти 75% не поддерживающих действующего губернатора просто не придут на выборы. И Шевелев получит 60-70% при явке в 15-20%. Такое тоже может быть, прошлогодние губернаторские выборы почти по всей стране показали высочайший уровень абсентеизма и низкую явку.

Во вторых, рейтинг 10% – скорее всего самый низкий в стране среди действующих губернаторов. Люди, принимающие решения по внутренней политике (Администрация Президента) все эти рейтинги отлично считает и ситуацию анализирует. Логичнее всего было бы отправить Шевелева в отставку еще осенью, в октябре-ноябре, а на его место назначить сильного и.о. (вроде Владимира Васильева), который бы 100% переизбрался и в 2016 году обеспечил нужные результаты на думских выборах. Однако этого не произошло. Почему? Сложно ответить. Мне кажется, что из-за личной симпатии Путина к Шевелеву (лояльный до преданности, герой, военный) принятие решения по этому вопросу просто не дошло до нужных людей из-за других проблем (кризис, Украина и т.д.). Так или иначе – с каждым днем шансы возможного преемника выиграть выборы сокращаются. Возможно, дело просто пущено на самотек. Шансы Шевелева выиграть конкурентные выборы – близки к нулю. С рейтингом в десять процентов и антирейтингом в 78% выборы не выигрываются.

 

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

 

Я бы поставил вопрос таким образом – есть ли шансы выиграть губернаторские выборы у человека, не присланного из Кремля. Вопрос сложный, давайте попробуем в нем разобраться. С одной стороны, таких прецедентов в два предыдущих года еще не было. С другой стороны, как показывает социология – уровень поддержки нынешнего «присланного» губернатора в народе очень низкий.

Любой кандидат, единогласно поддержанный местными элитами, имеет очень хорошие шансы на успех. Если такой кандидат появится и будет приемлемым для Москвы (не надо забывать, что у Кремля много башен) – у Андрея Шевелева или его преемника есть возможность на выборах пролететь. У нашей выборной системы есть два этапа – выдвижение и голосование.

 

ВЫДВИЖЕНИЕ

 

На сегодняшний день существует так называемый «муниципальный фильтр». Для регистрации кандидату нужно собрать 5% подписей местных депутатов, с учетом того, что они должны представлять не менее три четверти от численности муниципальных образований на территории субъекта. Один депутат может поставить свою подпись только за одного кандидата, причем кандидат не может собрать более 10% подписей. В Тверской области 382 местных представительных органа и 3750 депутатов.

Это значит, что кандидату на пост губернатора нужно будет собрать не менее 188 подписей из 33 муниципальных районов или городских округов. Значительная часть депутатов (50-60%) выдвинута «Единой Россией», но это совсем не значит, что они их всех контролируют. Около 30% депутатов являются самовыдвиженцами – значительная часть из них вообще не связана с административным ресурсом (предприниматели, сотрудники частных компаний, пенсионеры). Поэтому собрать подписи при системном подходе к этой задаче я вижу абсолютно возможным.

Я почел чуть дальше и уже создал базу из этих 3750 депутатов – в эпоху интернета не сложно найти их контакты (еще пока не всех, но значительную часть). Поэтому тезис о том, что некий «административный ресурс» полностью контролирует муниципальный фильтр и пройти выдвижение может только одобренный действующей властью «технический» кандидат – полностью ошибочен. На сегодняшний день у меня сложилось впечатление (из личных бесед), что значительная часть этих депутатов готова отдать свою подпись за любого адекватного кандидата, вне зависимости от партийной принадлежности. Так что если у Кремля и был абсолютный контроль над «муниципальными фильтрами» – сегодня его нет. В условиях кризиса никаких ресурсов не хватит, чтобы запугать или купить 3750 депутатов. Предварительно могу сказать, что возможность преодолеть наш муниципальный фильтр без административного ресурса есть даже не у одного, а у двух кандидатов.

 

ГОЛОСОВАНИЕ

 

За последние пару лет в нашей стране появились институты гражданского общества, умеющие обеспечивать честность выборов – наблюдатели и члены избирательных комиссий. Поэтому я считаю, что массовые фальсификации на губернаторских выборах нам не грозят. Другое дело – привести избирателей на участки. Как показывает опыт предыдущих лет, это непростая задача даже для «Единой России». На такие выборы приходит 10-30% избирателей, остальные же граждане их просто игнорируют. При мажоритарной системе плохо работает протестное голосование – когда люди не видят приемлемого кандидата, они предпочитают на выборы не ходить.

Конечно же, выборы – это не самоцель, а только инструмент для формирования новой власти. Чтобы получить шансы на успех – кроме хорошего кандидата должна быть политическая и экономическая программа развития региона. Нужна команда будущего регионального правительства. Насколько я понимаю, у местных элит (если можно так назвать активную часть граждан нашего региона) есть амбиции взять ситуацию в свои руки, а не отдавать все в очередной раз на откуп Москве. На мой взгляд, это вполне реально в этом году. Конечно, для этого нужна консолидация и много труда, нужна стратегия. В любом случае, работу в этом направлении нужно начинать делать уже сейчас.

 

ИТОГ

 

В Тверской области огромное количество проблем. Судя по цифрам и социологическим исследованиям – действующая региональная власть с ними не справляется. Некомпетентность и коррупция (почти половина министров команды Андрея Шевелева в результате своей деятельности попали под следствие) отразились на его электоральном рейтинге.

Победить эту ситуацию можно на выборах, но для этого нужна большая сила. Дело же не только в людях – сама система стабильного отсутствия политической конкуренции заставляет деградировать даже самых хороших людей. Чтобы навсегда победить дракона, нужно сначала самому стать рыцарем. Хватит ли воли и решительности у наших земляков (а такие, безусловно, есть) – взять на себя ответственность за регион, создать позитивную стратегию развития экономики и сформировать будущее правительство? Я не знаю. Но хотелось бы верить.

Алексей ДОМАНОВ, аспирант кафедры политологии ТвГУ

18 0
Лента новостей
Прокрутить вверх