Куда летит кибитка

28.12.2014, 23:37

Что непонятно детям на уроках литературы и зачем им сочинение

«Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». Так дети интерпретировали строчки Пушкина

2015 год объявлен годом литературы. Вместе с тем большому сочинению по литературе на 600-800 слов, которым отличалась русская школа, положили конец с введением ЕГЭ. В результате дети разучились и читать, и писать. Однако в этом году Минобр решил повернуть время вспять. 3 декабря школьники впервые написали сочинение, которое являлось допуском к ЕГЭ и оценивалось как «зачет» или «незачет». Требования к сочинению были заниженными. Его рекомендуемый объем составлял уже не 800, а 350 слов. Причем лимит на ошибки неисчерпаем: их можно делать практически в каждом слоге (!) – и получить общий зачет. Что удивительно, 148 человек из Тверского региона умудрились провалить сочинение. «Куда мы идем?» – «Караван» задал вопрос учителям русского языка и литературы в Тверском лицее Елене Воробьевой и Людмиле Фадеевой.

 

ВСТУПЛЕНИЕ. ПЕРЕПРЫГНУТЬ ПРОПАСТЬ В ДВА ПРЫЖКА

– Это сочинение позиционировалось как надпредметное, а не литературное, – Елена Воробьева оказалась вместе со своими одиннадцатиклассниками «как на линии фронта». – Раньше школьники анализировали конкретные произведения, демонстрируя свои литературоведческие навыки. Главная задача нового сочинения другая – проверить умение школьников формулировать свою позицию и аргументированно ее доказывать. При этом все равно нужно опираться на примеры из литературы.

– Почему нельзя было «реставрировать» классическое сочинение по литературе?

– Основной посыл реформы – пробудить интерес к чтению. Однако реанимировать сочинение в старом его формате, боюсь, невозможно. Дети к этому не готовы.

– Ушла сама методика преподавания, остро встает проблема педагогических кадров, – добавляет Людмила Фадеева. – Есть молодые преподаватели, которые сами учились в эту эпоху реформ и не писали сочинение в 11-м классе – по какой методике они будут учить детей? Вскоре должны быть разработаны пособия, но пока их нет.

– Детей сначала натаскивали на ЕГЭ, а сейчас внезапно стали нацеливать на сочинение… Не слишком ли жестоко?

– До начала учебного года были только разговоры на федеральном уровне, а нормативная база была спущена лишь в октябре. При этом сочинение писать уже в декабре. То есть на подготовку осталось только два месяца, – как отчет о военной операции звучат слова Елены Воробьевой. – Наверху был учтен экстренный характер этих мер, и критерии для оценки сочинения сильно смягчили.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. МЯГКИЕ ЛАПЫ И ОСТРЫЕ КОГТИ

 

Аргумент 1. Я могу делать ошибки в каждом слоге и получу зачет

– Как сказала Наталья Солженицына, курирующая проект, «сочинение пройдет на мягких лапах», – эта фраза стала крылатой, – продолжает Елена Воробьева. – Были разработаны пять критериев оценки. Для общего зачета ученик должен справиться с первыми двумя: 1). соответствие теме; 2). наличие литературной аргументации, – и еще получить зачет по одному из трех оставшихся критериев: 3). логично выстроенная композиция; 4). качество речи (наличие речевых ошибок не затрудняет понимание); 5). грамотность. То есть если сочинение ученика написано по теме, он привел примеры из литературы и, например, логично выстроил композицию, то он получает зачет.

– Даже если он при этом в каждом слове делает ошибку?

– В этом случае по грамотности он получает незачет, а в целом – зачет. Грамотность засчитывается, если на 100 слов не более 5 ошибок. То есть при объеме сочинения 300 слов можно допустить 15 орфографических, пунктуационных ошибок… Если бы, например, в классическом сочинении на 800 слов было столько ошибок – мы бы поставили даже не двойку, а единицу! А здесь – зачет!

– Возникает парадоксальная ситуация из-за того, что базы критериев не приведены в соответствие, – дополняет Людмила Фадеева. – Получается своеобразная психологическая ловушка для ученика. Ему зачли абсолютно безграмотную работу на итоговом сочинении, и школьник уверен, что дальше будет так же легко. Он идет на ЕГЭ по русскому языку – и там тоже пишет сочинение. А критерии оценки абсолютно иные… и ребенок получает минимум баллов.

– Критерии оценки специально размыты, – вновь объясняет «военный маневр» Елена Воробьева. – Например, что значит фраза: «За качество речи можно ставить зачет, если количество ошибок не мешает пониманию замысла»? Одному мешает, другому нет. Или: «Рекомендованный объем – 350 слов. Если написано меньше 250 слов, то работа не рассматривается». Так сколько писать? 350 или 250? Скорее всего, в следующем году критерии ужесточатся. На первый раз для школьников сделали поблажку.

 



Грамотность в процентах

Итоговое сочинение проводилось 3 декабря. В Тверской области из 5504 участников сочинения 148 человек (2,6%) получили незачет.

Наибольшее количество школьников (25%) получили «незачет» по критерию «Качество письменной речи», 23% – по критерию «Грамотность», и 7% участников – по критерию «Композиция и логика рассуждения».

Большинство школьников (2774 человека) выбрали тему «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина). На втором месте по количеству выборов тема «Что важнее: любить или быть любимым?». Наименьшее количество учеников писали на тему «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».



 

Аргумент 2. В декабре я сдал сочинение. Зачем мне дальше литература?

 

– Есть еще одна проблема. Сочинение пишется в середине года, видимо, чтобы разгрузить его окончание, отягощенное ЕГЭ, и, кроме того, предоставить возможность пересдачи. Но программа по литературе в декабре не пройдена! Например, произведения о Великой Отечественной войне школьники проходят только весной, а одно из тематических направлений – «Вопросы, заданные войной». Конечно, этот блок должен быть – недаром большинство учащихся в Тверской области писали сочинение именно по цитатной теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Юлия Друнина). Но нестыковка между программой и сочинением остается.

Кроме того, в середине года ученик написал итоговое сочинение – зачем ему теперь литература? Что делать оставшиеся полгода? Конечно, есть что делать и что изучать, но ребенок, возможно, психологически расслабится, у него не будет мотивации.

 

Аргумент 3. Я готовлюсь к сочинению, а не изучаю авторов

– Как эти реформы сказываются на качестве образования?

– Специальные часы для занятий никто не выделял. Подразумевается, что ребенок сам должен готовиться к сочинению, но какой нормальный учитель предоставит школьника самому себе? На уроках литературы преподаватель должен изучать с детьми программу по литературе, готовить детей к сочинению в ЕГЭ по русскому и одновременно к итоговому «надпредметному» сочинению… Все это учитель должен делать одновременно, в те же самые 3 базовых часа в неделю.

– Есть предложение проводить пробное сочинение в 10-м классе, чтобы была возможность его проанализировать и хорошо подготовиться уже в 11-м, – озвучивает общее мнение Людмила Фадеева.

– Но ведь подготовка к сочинению начинается не в 11-м классе. Людмила Николаевна, вы ведете уроки литературы с 5-го по 9-й класс, когда закладываются основы. Хватает ли у детей времени осознать произведения?

– При увеличении количества изучаемых произведений количество часов по литературе не изменилось. Сейчас меньше возможности читать произведения вслух на уроке, разбирать каждую фразу и проникать в текст. Часто дети просто не понимают смысла того, что они читают. Станислав Говорухин на конференции с Путиным уже озвучил мысль, что в стихах Пушкина «Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе теплом, в кушачке», – современному ребенку понятны только слова «летит» и «сидит». Дети делают речевые ошибки, которые 20 лет назад не делали даже двоечники. На уроке по Гоголю девочка с твердой четверкой начала свой ответ с предложения: «ГОродничий (ударение почему-то на «о) ускорил уезд Хлестакова из города». Ребенок не понимает разницы между «уезд» и «отъезд».

Детям нужно растолковывать слова, за которыми скрываются реалии прошлого, а это не предусмотрено программой. Мы скачем по верхам. Так, когда-то из 9-го класса по определенным причинам сделали 10-й и 11-й в миниатюре: дети проходят авторов в обзоре. На мой взгляд, лучше меньше, да лучше.

Литература тот предмет, где учитель должен быть творчески свободным. А сейчас все произведения отобраны, на них предписано потратить столько-то времени. Я пытаюсь совместить несовместимое: пройти программу – и не отбить у детей охоту читать. От некоторых произведений можно было бы отказаться и сосредоточиться на других. Зачем, например, школьнику в 5-м классе «Заколдованное место» Гоголя? Что он вынесет из этого текста? Как это ему пригодится на том же итоговом сочинении? Произведение по-своему интересное, но не для пятиклассника. Не лучше ли выделить больше часов на изучение «Кавказского пленника» Толстого, где можно поставить множество проблем и обсудить их в классе?



ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

 

Заговори, чтоб я тебя увидел

Учитель, проверяющий сочинение, не знает, кто его автор. Тем не менее у него складываются определенные представления о личности ученика. Мы спросили у Людмилы Фадеевой, что можно узнать о школьниках по их сочинениям.

– Работы показали, что у большинства детей позитивное мышление. Как и в прежние времена, они верят в добро, им хочется любить и быть любимыми, и есть понимание, что любовь предполагает определенный труд души. В работах отражены вечные ценности – и это не красивые слова, а истина. В социальном плане дети показали себя вполне зрелыми. По крайней мере, в итоговом сочинении инфантильных работ мне не попалось.

Во многих сочинениях чувствуется, что тема человеку интересна, ему хочется высказаться, но нет запаса слов, который дается чтением.

Другая проблема – это поверхностное мышление и восприятие, обилие так называемых трескучих фраз. Ученик старается привести много литературных аргументов, продемонстрировать знакомство с материалом. Знание вроде бы есть, а вот глубины нет, и настоящего читателя не видно. Что-то слышали, что-то пробежали глазами.

При этом обвинять учеников нет смысла. Программа составлена так, что на осмысление прочитанного нет времени.



 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО

 

– Положительное в этом сочинении то, что оно позволяет ученику проявить свою личность – творчески выразить свой взгляд на мир и обосновать его. Сейчас эти работы оценивались нестрого, но в следующем году, уверена, требования будут выше, – подводит итог Елена Воробьева.

– Это сочинение еще не самый худший из вариантов допусков к ЕГЭ, которые рассматривались комиссией. Основная его цель – поднять престиж книги и призвать детей к чтению. Хорошо, что хоть какое-то сочинение вернулось. Но пока больше вопросов, чем ответов, – заключает Людмила Фадеева.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

98 0
Лента новостей
Прокрутить вверх