«Кто не сдается, тот издается»

17.06.2014, 11:45

Писатель Наталья Лебедева о том, как стать популярной

Тверской прозаик и драматург Наталья Лебедева не входит в местный Союз писателей. Провинциальная литературная тусовка ей также чужда. При этом Наталья – популярный российский автор, лауреат престижных литературных премий, автор издательства «Астрель-СПб»

 

«В ХОРОШЕМ ТЕКСТЕ, КАК В САЛАТЕ, ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НА МЕСТЕ»

 

– Наталья, что вас вдохновило на творчество?

– Детство, я думаю, вспоминать не стоит: все что-то пишут, стараются (улыбается). Долгое время я работала журналистом. Когда появились дети, пришлось оставить работу. Сначала нужен был «тренажер для ума», я просто не могла не писать. Мозг, как любая мышца, без тренировок атрофируется. Писательство – это вещь, которая во многом приходит с опытом. Позже пришло осознание, что я могу уже что-то делать, и это перестало быть обычным хобби. Очень много времени ушло, чтобы «родиться». Первая публикация у меня состоялась спустя 8 лет после начала работы.

– А первую книгу нужно продавать самим?

– Когда я говорю начинающим авторам, что издаюсь в крупном издательстве «Астрель-СПб», все спрашивают: «Сколько ты за это платишь?» – и почему-то очень обижаются, когда узнают, что платят мне. Писательство – это обычная работа, которая отнимает много сил и времени. Для меня важно, чтобы книга была достойная и не было досадных ляпов. До последнего я правлю стиль и логику повествования.

– Вы журналист по образованию?

– Да, я училась на отделении журналистики ТвГУ. Позже закончила в Москве школу журналистики «Интерньюс». Долго работала на телеканале «Пилот». После появления детей я попрощалась с журналистикой. В Твери, на мой взгляд, это тупиковая профессия. И первый мой роман «Склейки» как раз об этом тупике, только главная героиня понимает это намного раньше, чем я (улыбается).

– Что вам помогает писать: обстановка, погода?

– Вы знаете, для женщины с двумя детьми обстановка и погода – роскошь (смеется). Мне помогает покой. Главное – сосредоточиться, ведь в книгу нужно погрузиться полностью, ее нужно чувствовать. До того, как рассказать сюжет словами, нужно понять, что движет героем. Недавно я вела мастер-класс для молодых авторов и поняла: люди пишут глупости в своих произведениях просто потому, что у них не сложилась картинка в голове.

Так и получается, что «каменный саркофаг» прибивает «волной к берегу». Поэтому нужно погружаться в текст, держать много деталей в голове, чтобы героиня не оказывалась то в свитере, то в блузке.

– Как бы вы охарактеризовали свой литературный стиль? На что вы делаете акцент: детали, природа, черты характера?

– Ну… здесь, как в хорошем салате, все должно быть на месте. Нужно передать все краски и звуки, главное – не переборщить. Большая ошибка начинающих авторов в том, что люди не думают о словах. Нельзя описать угрюмый мрачный дом с помощью слов «розовый» и «ветерок».

– Сколько у вас вышло книг?

– «Театр черепаховой кошки» – моя четвертая книга. Она входит в серию романов «Московские сторожевые» о современном городе, где творятся странные вещи. Ее создавали несколько писателей, поэтому, на мой взгляд, получилось немного разрозненно. Меня и Олега Кожина в этой серии причисляют к жесткой прозе, Дину Оттом и Нелли Мартову – к мягкой подростковой прозе. Хедлайнер серии Лариса Романовская собственно и пишет городское фэнтези, так называемый наш ответ «Ночному Дозору» Лукьяненко. Требование последнего времени – чтобы книги обязательно были в серии. Сейчас книги несерийные и авторы с нераскрученным именем практически не имеют шансов «выжить».

 



ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЕРШИНЫ

2010 год. Шорт-лист литературной премии им. В.П. Астафьева (роман «Склейки»), лонг-лист Международного конкурса драматургов «Евразия–2010» (пьеса «Бегство от войны») и лонг-лист Международного конкурса молодых драматургов «Премьера» (пьеса «Вверх и вниз по перилам»).

Лауреат литературной премии «Рукопись года» в номинации «Сюжет» (роман «Племенной скот»).

2011 год. Лауреат литературной премии «Рукопись года» в номинации «Язык», второе место («Смотри на меня, Кассандра», «Пламенный скот»).

2014 год. Номинирована с романом «Театр Черепаховой кошки» на две премии: «Бегущая по волнам» за образ Саши и «Золотая цепь» (премия А. Грина).



 

«МУЖЧИНЫ БЕГУТ ОТ КНИГ С ЖЕНСКОЙ ФАМИЛИЕЙ НА ОБЛОЖКЕ»

 

– Что нужно для того, чтобы стать известным писателем?

– Честно, не знаю… я пробилась из самотека. Написала книгу, прочитала в интернете, как правильно оформить заявку, и рассылала по всем издательствам. «Склейки» была первой книгой, которая, по моему ощущению, удалась. Здесь, как и в любом деле, главное не опускать руки и не считать себя непризнанным гением. Я смотрю по людям: те, кто реально работает и пытается сделать лучше, в итоге издаются. А те, кто считает, что пишет «не формат для массы», не проходят «издательское сито». Нужно быть рабочей лошадкой в любом деле. Из 1000 писателей на слуху от силы имен 20.

– Какое сейчас положение в литературной среде России?

– В издательской сфере все очень сложно. Во-первых, произошло объединение крупных издательств «АСТ» и «Эксмо», и это всколыхнуло всех. Идет сокращение штатов, одни редакции исчезают, другие возникают. Новичкам пробиться очень сложно, издатели делают ставку на раскрученные имена. Дело портят и пираты в интернете – книги часто крадутся, не успев попасть через издательство к читателю.

– А почему именно выпуск книг сериями сейчас популярен?

– Сегодня читателю очень трудно ориентироваться в литературной сфере. Сколько рекламы, новых авторов и книг! Люди устали от рекламы. Даже девушка писала о нас в блоге на сайте LiveLib: «Наверное, очень плохая серия, раз ее рекламируют». Читателю тяжело найти свою книгу, а серия группирует книги как минимум одного жанра и направления. Но люди пытаются выйти из этого бардака. Сейчас есть такие сайты как LiveLib, где выкладываются книги и анонсы к ним. На ютубе появились книгоблогеры, которые в ненавязчивой форме рассказывают о прочитанных книгах. Звучит очень живо.

– На какую читательскую аудиторию направлены ваши произведения?

– Я как раз сегодня об этом думала (смеется). Это активные люди от 18 до 50 лет. Я пишу для людей, которые любят развлекаться, но интеллектуально.

Что касается половой принадлежности, мужчины зачастую бегут от книг с женской фамилией на обложке. Раньше были такие случаи, что в интернете человек мне высказывался: «Если вы женщина, то не писатель». Впоследствии то ли во мне что-то изменилось, то ли мужчины стали к нам относиться более серьезно.

 

«ЧИТАТЕЛЮ И ПИСАТЕЛЮ СЛОЖНО НАЙТИ ДРУГ ДРУГА»

 

– Вы упоминали, что не входите в Союз писателей и не хотите в нем находиться.

– Не хочу. Не вижу в этом смысла. Я спрашивала людей, которые входят в этот союз, а что он дает: «Ничего не дает, похороны организуют за счет этого союза». С похоронами я решила, что справлюсь сама (Смеется).

На самом деле какая-то поддерживающая организация очень нужна. Но она должна помогать реализоваться, раскрывать талант. Если бы они помогали молодым авторам найти издателя, выступали в роли профсоюза против снижения тиражей и оплаты за книгу, организовывали писательские семинары… Ведь многие не знают даже, как оформить рукопись! Сочиняют, как могут: прилагают фотографии, рекомендации от мамы… а ведь важен сам текст. Я обеими руками за такую структуру. Но сейчас я только вижу, как писатели спорят, кто из них настоящий, а кто нет. Большинство тверитян, которые хорошо издаются, не входят в Союз писателей. Это детский писатель Александр Андерсон, Наталья Маркелова – автор фантастических рассказов…

 Есть еще Тверской союз литераторов, где говорят, что хорошая литература в издательствах не нужна. Меня тоже не устраивает такая позиция. Умный редактор издаст достойную книгу, даже если она не будет хорошо продаваться, потому что поймет: она найдет свое время и читателя.

– Насколько отличается западная литература от российской?

– У нас большое различие прежде всего в структуре книжного рынка. На Западе лучше, чем у нас, развита реклама и СМИ. Даже если журналисты не напишут хорошо о книге, она точно будет на слуху. В США, например, развит институт литературных агентств, которые осуществляют огромный первичный отбор. У нас же два-три агентства на всю страну.

У меня складывается впечатление, что издателю трудно понять, чего ждут люди: какой литературы – и даже каких обложек. Поэтому писателю и читателю порой бывает трудно найти друг друга. Сейчас публика очень настороженная: бытует мнение, что нет хороших новых писателей, что все это поточная литература. Я даже натолкнулась на подобный комментарий в сети. Одна девушка сильно ругала современных авторов-женщин, меня это задело, и я посоветовала ей почитать меня. Пожалуй, ее последующий на книгу отзыв «Театр черепаховой кошки» стал одним из лучших.

Анастасия РОМАНОВА

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх