«Выбор регистратора – это как заключение брака»

13.05.2014, 11:34

Акционерные общества призывают не затягивать передачу своих реестров регистраторам

22 мая в Горьковской библиотеке состоится бесплатный семинар по актуальным вопросам ведения реестров. Мы поговорили с организатором семинара – директором тверского филиала ОАО «Реестр» Сергеем НАВРОЦКИМ

 

«МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ…»

 

– Сергей Дмитриевич, поясните, пожалуйста, почему в последнее время в Интернете и в прессе возросло количество материалов, посвященных ведению реестров акционерных обществ?

– Объяснение простое: федеральный закон №142–ФЗ от 02 июля 2013 года обязывает каждое акционерное общество, самостоятельно ведущее свой реестр, в срок до 1 октября 2014 года передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, т.е. специализированному регистратору.

В связи с этим многие регистраторы активизировали работу по привлечению акционерных обществ (далее АО) на обслуживание, что, собственно, и объясняет подмеченное вами «оживление» в СМИ.

Мы не являемся в этом вопросе исключением, но, в отличие от многих, предпочитаем общаться непосредственно со своей целевой аудиторией, поэтому помимо публикации статей в специальных журналах, таких, например, как «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», в Твери мы еще и регулярно с 1998 года не реже двух раз в год проводим консультационные семинары и персональные консультации. При этом уже стало доброй традицией участие в наших семинарах представителей ФСФР РФ, а теперь ЦБ РФ, позволяющее доносить информацию из первых рук и давать ответы на самые волнующие вопросы. Вот и 22 мая, буквально через несколько дней, мы будем проводить в библиотеке им. Горького уже второй в этом году семинар (бесплатный) по ряду актуальных вопросов, в том числе и по 142–ФЗ. Если это вам интересно, если вы ищете своего регистратора, пожалуйста, приходите к 10.00. Общение должно получиться интересным: не только потому, что корпоративная культура наших слушателей сегодня находится на достаточно высоком уровне, но и потому, что руководители обществ, до сих пор самостоятельно ведущих свои реестры и не поддавшиеся обаянию ни одного из регистраторов, относятся, как правило, к категории умных, осторожных, доверяющих только себе людей, умеющих задавать трудные вопросы (а мы любим такие вопросы!), отвечая на которые сам начинаешь что–то понимать.

– Получается, что сейчас для АО, самостоятельно ведущего реестр, первоочередной задачей является выбор регистратора?

– Вы читаете мои мысли! Помните вечное: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Действительно, чтобы передать реестр, сначала нужно выбрать, кому. А чтобы выбирать, нужно сформулировать критерии выбора. А это задача отнюдь не тривиальная, многофакторная, неоднозначная и т.д. Как вы понимаете, сложность этой задачи можно описывать до бесконечности, но выбор необходимо сделать до 1 октября с запасом хотя бы в 1 месяц. Собственно, вся наша жизнь состоит из нескончаемой череды выборов чего–то или кого–то: работы, банка, жены (мужа) и т.д. Судя по количеству разводов, далеко не все умеют выбирать. А выбор регистратора – это как заключение брака: всерьез и надолго, поэтому, чтобы не ошибиться, приходите к нам по адресу: Тверь, бульвар Радищева, д. 4, офис 3, и мы поможем вам выбрать классного регистратора.

– Может быть, вы дадите несколько советов по этому вопросу?

– Вы своим вопросом вынуждаете меня сделать определенный нравственный выбор в условиях конфликта интересов… Дело в том, что я – регистратор, должен рассказывать, как выбирать регистратора, т.е. меня. Однако, давая характеристику регистратору ОАО «Реестр», буду неумолимо строг, предельно объективен, корректен, самокритичен и делать поправку никому не потребуется. При этом читатели увидят, какие критерии можно применять при оценке регистратора и что–то смогут взять в свой арсенал выборщика.

Итак, несколько общих рекомендаций.

1. Возраст регистратора. ОАО «Реестр» появился на свет в 1993-м, а Тверской филиал (далее ТФ ОАО «Реестр») в 1998 году. Возраст регистратора, на мой взгляд, является очень важной характеристикой, потому что успешное развитие в условиях кризисов, дефолтов, путчей, революций (одна из которых была сексуальной), безусловно, свидетельствует об умелом управлении компанией вот уже на протяжении более 20 лет, в то время как «иных уж нет, а те далече».

2. Место в рейтинге ПАРТАД. Это универсальный критерий (как рейтинг банка, к примеру), поскольку он составляется профессионалами некоммерческой организации и учитывает ряд важных параметров, которые неспециалистам ни о чем не говорят. Поэтому высокое место в рейтинге (первая пятерка или десятка, например) обобщенно свидетельствует о высоком качестве регистратора (это как Знак качества в СССР, помните?). Мне же, как человеку с врожденным чувством скромности, не придется, преодолевая себя, много говорить о достоинствах родной компании, поскольку гораздо убедительнее об этом свидетельствуют первые места ОАО «Реестр» в рейтингах ПАРТАД последних лет.

– Сергей Дмитриевич, то, о чем вы сейчас сказали, – общеизвестно. А не могли бы вы рассказать о критериях, о которых практически нигде не пишут, но которые имеют большое значение при выборе регистратора?

– Я могу в очередной раз, отодвигая свою скромность, предложить еще десятка два хорошо известных количественных критериев, по которым ОАО «Реестр» так же относится к числу лучших регистраторов, но это не будет иметь большого значения, если эти качества будут проявляться вдалеке от Твери. В Тверском же регионе нет собственных регистраторов, ближайшие располагаются в Москве (в том числе и ОАО «Реестр»). И вот отсюда следует первая часть того самого критерия. Это …

3. Наличие у регистратора филиала в регионе, где располагается АО. В наших условиях наличие филиала регистратора выдвигается в число приоритетных критериев. В Твери существует четыре филиала различных регистраторов, включая и ОАО «Реестр», поэтому выбор регистратора во многом сводится к выбору филиала, а вот здесь уже есть своя специфика, поскольку само по себе наличие филиала еще мало о чем говорит. Отсюда вытекает вторая часть критерия…

4. Число клиентов на обслуживании филиала, их состав и характеристика. Это крайне важные параметры, потому что они во многом определяют финансовое благополучие филиала, а значит, и его сотрудников. Я все больше склоняюсь к мысли, что сотрудник регистратора, имеющий дело с «дорогой, если не бесценной» конфиденциальной информацией, не должен жить в режиме «от получки до получки», а текучка среди персонала регистратора должна обеспечиваться выходом на пенсию или в декретный отпуск, если уж не удается эти два приятных процесса совместить. А теперь я окончательно растопчу свою врожденную скромность и приведу некоторые данные о ТФ ОАО «Реестр», которые могут послужить относительными ориентирами в таком многотрудном деле, как выбор регистратора.

По последним данным, ТФ ОАО «Реестр» ведет реестры 157 акционерных обществ различной отраслевой принадлежности с числом акционеров от 1 до 25000, что позволяет выплачивать пяти сотрудникам филиала (все без исключения имеют соответствующие квалификационные аттестаты) зарплату, превышающую среднюю по Твери, и обеспечивать материально–техническое состояние филиала на высоком уровне, и это все при полном отсутствии текучести кадров.

– Сергей Дмитриевич, а как обстоят дела в тверских филиалах других регистраторов?

– Мое врожденное чувство корпоративной этики не приемлет подобных вопросов. Тем не менее ответ я дам в форме совета: если вы хотите узнать о положении дел того или иного филиала, придите в этот филиал и все изучите на месте, используя в том числе и мои рекомендации. Пользуясь случаем, приглашаю всех заинтересованных лиц в гости в ТФ ОАО «Реестр».

– Сергей Дмитриевич, а что еще может делать филиал регистратора?

– Вы сейчас назвали еще один очень интересный критерий выбора регистратора, который несет в себе много информации о регистраторе. Например, финансово неблагополучный филиал занимается выживанием, при этом его сотрудникам приходится практиковать всякие приработки, далекие от регистраторской деятельности, что резко отрицательно сказывается на их основной деятельности и неуклонно ведет к снижению уровня их квалификации. А вот финансово успешный филиал может себе позволить заниматься консалтингом, что в свою очередь приводит к диаметрально противоположному результату: росту квалификации, расширению кругозора, развитию стратегического мышления сотрудников. Если говорить о ТФ ОАО «Реестр», то мы занимаемся решением любых задач или проблем в области корпоративных отношений: это подготовка и проведение общих собраний акционеров, сопровождение эмиссий ценных бумаг и приобретение крупных пакетов акций с выходом на принудительный выкуп, разработка уставов и многое другое. При этом если какую–либо проблему мы не можем разрешить своими силами, то нам всегда оказывает помощь наш головной офис в Москве.

 

«ГЛАВНОЕ – ВВЯЗАТЬСЯ В ДРАКУ»

 

– Ну вот с выбором регистратора мы в первом приближении разобрались, а что дальше делать, как реестр передать?

– Я едва поспеваю за ходом вашей мысли и, наверное, вас сейчас разочарую, поскольку считаю бесполезным рассказывать о сложном и достаточно продолжительном процессе передачи системы ведения реестра от АО регистратору в рамках газетной статьи. Разумнее обсудить наиболее характерные заблуждения АО, связанные с этим действием, и дать полезные советы, ведь мы всегда были страной советов, не правда ли?

– Сергей Дмитриевич, может быть, вы тогда просто опишите алгоритм основных действий?

– Алгоритм, о котором вы меня спросили, жестко прописан в нормативных документах и нет необходимости переписывать его здесь. Но в любом случае работа по передаче реестра начинается с прихода к выбранному регистратору, где представитель АО получит список документов, необходимых для передачи реестра с подробными комментариями и консультациями. Затем, в ходе второй встречи, от АО регистратору поступают необходимые документы согласно списку. И вот тут–то как раз все и начинается… В результате экспертизы документов выясняются самые невероятные обстоятельства: и нарушения, и ошибки вплоть до отсутствия государственной регистрации выпуска акций или несоответствия уставного капитала, прописанного в уставе АО, его фактическому значению, т.е. все то, что делает передачу реестра невозможной. Статистика подобных случаев ужасна, лишь одно из десяти АО предоставляет нам документы в более или менее нормальном состоянии. А в девяти случаях из десяти требуется проводить специальную работу по приведению документов в соответствие действующим требованиям, вплоть до восстановления реестра, регистрационного журнала и т.д. Иногда такая работа превращается в настоящее творчество с изобретением своих ноу–хау и занимает до 5–6 месяцев…

Отсюда следует очень важный вывод: передачу реестра нужно начинать если не немедленно, то хотя бы как можно раньше, потому что заранее неизвестно, в каком состоянии находится реестр и сколько потребуется времени для его подготовки к передаче регистратору. Даже если все в порядке (регистратор проводил экспертизу), все равно нужно спешить, так как в новых правилах передачи реестра появились несколько трудоемких операций, например, подготовка списков нулевых счетов (счетов, на которых когда–то учитывались акции), начиная с момента рождения АО, требующих больших затрат времени. В этом вопросе я придерживаюсь тактики Ленина: главное – ввязаться в драку, а в нашем случае – в передачу реестра, все остальное потом.

– Сергей Дмитриевич, а что будет, если АО не успеет к 1 октября с.г. передать свой реестр?

– Вы не представляете, какой «дорогой» задали вопрос. Согласно ст. 15.22 КоАП штраф за самостоятельное ведение реестра с 1 октября с.г. на АО составит от 700 000 до 1 000 000 рублей (и на должностное лицо эмитента, которым является Единоличный исполнительный орган, от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет). Печально, но в этом случае затраты АО на специализированного регистратора, который мог бы вести реестр, будут несопоставимы.

– Сергей Дмитриевич, может быть, вы в завершение нашего интервью выскажете АО какие–нибудь пожелания?

– У меня два пожелания: во–первых, акционерные общества – не затягивайте передачу своих реестров регистраторам; и, во–вторых, не стесняйтесь по вопросам ведения реестра обращаться в ТФ ОАО «Реестр», где вас как минимум бесплатно проконсультируют.

 



Мы по–прежнему располагаемся по адресу:

Тверь, б–р Радищева, д. 4, офис 3, и связаться с нами можно по

Тел.: (4822) 33-94-01, 33-95-10;

e–mail: tver@aoreestr.ru;

Интернет: www.aoreestr.ru.

На правах рекламы

Ирина СМИРНОВА

78 0
Лента новостей
Прокрутить вверх