Куличи из чужой печи

15.04.2014, 11:27

«Это не просто мука и вода»

Могут ли мигранты-мусульмане печь пасхальные куличи?

 

Грядет светлый праздник Пасхи. На прилавках уже появились куличи – один из главных пасхальных символов. Меж тем в редакцию «Караван+Я» обратились сотрудники завода «Волжский пекарь», обеспокоенные тем, что куличи пекут в основном мигранты из Средней Азии, коих на заводе большинство. Все это люди мусульманской, а не православной веры, не знающие русских традиций и церковной культуры. Мы решили узнать, насколько это этично и кого это тревожит.

 

«НАС СПРАШИВАЮТ: «А ЧТО ТАКОЕ ПАСХА?»

 

– О мигрантах как о работниках я не могу сказать дурного: они послушны, дисциплинированны, их не за что поругать, – объясняет Ирина, сотрудница ЗАО «Волжский пекарь» (имена изменены. – Прим. корр.). – Они быстро схватывают новые знания и могут их применить на практике самостоятельно, без посторонней помощи. Многих работников я считаю отличными специалистами. Не будь их, завод лишился бы множества золотых рук. Единственное, что мне не нравится, – то, что они участвуют в производстве пасхальной продукции. Это выглядит немного кощунственно по отношению к православным людям. Они часто спрашивают у нас: «А что такое Пасха? Что означает «кулич»?» Меня немножко передергивает при этих вопросах, так как я человек верующий, уважаю свою религию и хочу, чтобы другие тоже ее уважали.

 

«ГЛАВНОЕ – САНИТАРНЫЕ НОРМЫ, А НЕ ВЕРА»

 

– Россия – многонациональное государство. Если большая часть населения, например, Уфы – мусульмане, они что, не могут печь пасхальные куличи для остальных? – возмущается руководство завода «Волжский пекарь». – В Тверь приезжают мигранты из других стран, и они тоже являются жителями нашего города. На нашем производстве не работают гастарбайтеры со стройки! Пищевые продукты производят люди, у которых есть санитарные книжки! Самое важное – чтобы соблюдались санитарные нормы. И мы соблюдаем их на все 200%. А вера здесь ни при чем.

 

«К ДЕЛУ НАДО ОТНОСИТЬСЯ БЛАГОДАТНО»

– Я пеку просфоры для храма, в этом деле очень важно, чтобы пекарь был православной веры, – рассказывает просфорник церкви Белая Троица Андрей Дмитришин. – Сначала мы читаем короткие молитвы и только потом приступаем к работе. Это делается для того, чтобы относиться к делу благодатно, а не как к обычной работе. Лично я отказался бы от кулича, не имеющего к храму и православию никакого отношения.

 

«КУЛИЧИ – ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ МУКА И ВОДА»

 

– Я и сам люблю куличи и в пасхальную неделю много их покупаю и ем, – делится глава Таджикской диаспоры в Твери Муким Майбалиев. – И это нормально, что их пекут люди не православной веры. Это всего лишь мука и вода. Многие мои друзья и родственники пекут их сами. Пасха – это праздник всеобщей доброты. Люди многих разных национальностей живут в России, и подобные праздники могут их объединять. К примеру, представители многих конфессий приходят к нам на Курбан-байрам. И мы всех принимаем.

 

«ГАСТАРБАЙТЕРЫ И ХРАМЫ СТРОЯТ, И КУЛИЧИ ПЕКУТ»

 

– В куличе главное не то, кто его печет, а освящение в храме и молитва, которая будет прочитана над ним, – поясняет священник Александр Горячев (тверской храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»). – В идеале куличи печет хозяйка дома, и один из них в качестве ее труда жертвуется храму. Грустно от того, что в России не осталось русских, которые сами могут печь хлеб. Гастарбайтеры сейчас и храмы строят, и куличи пекут. С другой стороны, один из великих культурных памятников – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – строили католики. Но это не мешает там молиться. Не надо заострять внимание на том, кто испек кулич. В этом деле главное – молитва и жертва.

Ирина СМИРНОВА

25 0
Лента новостей
Прокрутить вверх