Корова или пальма?

11.03.2014, 11:27

Куда утекло молоко

Тверские молокозаводы в поисках выхода

 

Молочный рынок в Твери штормит. Из-за отсутствия господдержки, нехватки сырья и других причин тверские молочные заводы оказались на перепутье. Одни дышат на ладан, другие снижают качество продуктов, третьи судорожно ищут новые рынки. «Караван» побеседовал с тремя представителями молочного сектора в Торжке, Старице и Красном Холме, чтобы узнать их взгляд на происходящее.

Еще лет десять назад в каждом райцентре и даже крупной деревне Тверской области был свой молокозавод. Молоко, масло, сыры из тверской глубинки славились своим натуральным качеством: рядом нет крупных заводов, коровы пасутся на экологически чистых лугах, и технологии переработки традиционные: без вредных примесей, консервантов и стабилизаторов.

Сегодня молочное производство в Тверской области трансформируется: в основном массово сворачивается. Месяц назад закрылись Кашинский молочный завод и Кузнецкий завод в Молоковском районе, еще летом появились слухи о закрытии молокозавода в Лихославле. Несколько лет назад молочный гигант «Юнимилк» поглотил старицкий сырзавод. Аналогичным образом утерян некогда бренд «Настенька» – продукт тверского молочного завода «Ратмир».

Лишь отдельные предприятия, как правило, возглавляемые эффективными менеджерами и имеющие сторонние источники финансирования, могут выстоять в поставленных условиях. Но и там признаются, что приходится нелегко.

 

«НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МОЛОКОЗАВОДА В ПУСТЫНЕ САХАРА»

 

Андрей САВЕЛЬЕВ, генеральный директор ЗАО «Торжокский молочный комбинат «Тверца»:

– Торжокский молочный завод был построен в 1940-х годах, в конце 90-х компания «Тверца» приобрела пакет акций. Новые акционеры понимали, что завод надо либо закрывать, либо полностью реконструировать, менять технологии производства, обучать персонал, набирать новых специалистов.

Переделывать пришлось все практически с нуля, самое сложное – пришлось ломать стереотипы. Ведь тогда был везде полный развал, ничего никому не было нужно, относились ко всему, как к общественному, работать за себя не привыкли.

Завод тогда производил около 3-4 тонн продукции в день. Сложностей было много, например, с технологией: могли течь пакеты, портился продукт. Сейчас это совсем другой завод. Мы производим 120–130 тонн продукции в сутки. Работу завода обеспечивают 175 человек, практически 99% жители Торжка и района. Коллектив молодой – зарплата даже у разнорабочего не меньше 20 тыс. рублей. Конечно, чтобы достичь этого, нам очень много пришлось сделать.

Сегодня под торговой маркой «Молочное царство» выпускается творог, молоко, кефир, масло, йогурты, сметана. Мы представлены во всех тверских и федеральных торговых сетях. В ЦФО идет около 60%, в Санкт-Петербург – 30%, и 10% – в Тверь.

К сожалению, мы не так широко, как нам хотелось бы, представлены в Твери. Дело в том, что здесь в большом объеме завозная продукция, для местных производителей не всегда торговые сети выделяют достаточно места на полках. Хотя мы готовы конкурировать не только в качестве, но и в цене. Когда заходишь в магазин и там на полке стоят 10 видов молока – это, на мой взгляд, перебор.

Мы производители и несем полную ответственность за свой продукт, за его качество. Возьмем огромный в Твери рынок социальной продукции, поступающей в детсады, дома престарелых. Сейчас действуют открытые аукционы и конкурсы. Человек зарегистрировал конторку: у него есть кабинет, стул – и с этим он пошел на аукцион. Пожалуйста, его допустили. Но при этом что он будет поставлять в детсады, никто не знает. Откуда он будет брать продукцию, какого качества, никто не в курсе. Так, в этом году мы проиграли аукцион одной организации, которая опустила цену ниже закупочных цен на молоко. Теперь непонятно, что в эти детские сады будет поступать.

Самая большая беда в нашем сегменте – это дефицит сырья и нестабильность цен на рынке сырья. Производственные мощности позволяют нам делать больше, но неоткуда взять молоко. В последние 10 лет животноводческие хозяйства в регионе закрываются. Если не принять меры, мы рискуем оказаться молочным заводом в пустыне Сахара, где молока взять негде.

Сейчас мы сотрудничаем с сельхозпроизводителями Торжокского, Старицкого, Бежецкого районов, но вынуждены выходить и на Московскую область.

Что касается цен на молоко, то в 2013–2014 годах из-за дефицита они выросли практически на 50%, а продукция на полках на 50% не подорожала – мы не можем так взвинтить цены, поэтому автоматически несем убытки. При этом сырье надо принять, очистить, упаковать, доставить. Да, у нас снизилась рентабельность, где-то мы вылезаем за счет дополнительных объемов. Однако экспериментировать с качеством мы не хотим.

 

«МЫ ВЫНУЖДЕНЫ ДЕЛАТЬ НЕ ПО ГОСТУ»

 

Сергей ИНДЕЙКИН, председатель совета директоров ОАО «Краснохолмский маслосырзавод»:

– Главная беда всех молзаводов – недостаток сырья. Поголовье молочного скота в Краснохолмском районе сокращается. Программа поддержки хозяйств на 2013 год, на мой взгляд, не продумана: она защитила интересы крупных хозяйств, слабые же добила окончательно. В итоге из 26 колхозов в Краснохолмском районе осталось 6.

Выполнить условия новой госпрограммы невозможно – по ней субсидируется только молоко высшего и первого сорта. А большинство наших колхозов сдавали молоко вторым сортом, который государством не дотируется.

Сокращается количество молока – значит, спрос начинает расти. Закупочная цена на молоко подскочила с 13 до 25 рублей. Из-за недостатка сырья многие заводы вынуждены производить продукцию не по ГОСТу. Краснохолмский молзавод производит 15% ГОСТа (продукты из натурального молока и сливок) и 85% – не ГОСТа. Вместо масла, например, мы выпускаем спред, состоящий из растительного жира. Однако у нас весь товар сертифицирован.

На рынке спред стоит от 80 до 150 рублей. В чем-то население даже выиграло: сегодня многие не могут позволить себе купить натуральное масло по цене 300 рублей за кг, так же как и красную икру.

Конечно, в Тверской области не хватает лабораторий и прочих надзорных органов, контролирующих качество молока. За границей, например, нет санэпиднадзора. Там эти функции осуществляет сам завод. Если продукт подозрительный или какая-то негативная информация появилась в прессе, лицензию тут же отзывают. А у нас карающие органы не в силах контролировать такой большой объем рынка.

Сейчас мы поставляем продукты (молоко, масло, сметану, творог) в Петербург, Москву, Вологду. В Твери краснохолмское масло не продается, так как мы столкнулись с проблемой фальсификации товаров, когда плохое масло продавали под маркой нашего завода. Это сильно испортило нашу репутацию. Знаю, что с подобной проблемой сталкивается и молзавод в Максатихе.

Сейчас Краснохолмский маслосырзавод активно ищет инвестора – чтобы открыть свое молочное хозяйство и решить, наконец, проблемы с сырьем. В противном случае завод закроется.

(От редакции: Как сообщают «Каравану» читатели, Сергей Индейкин несколько лукавит в своем интервью. По слухам, сегодня продукция краснохолмского маслосырзавода почти на 100% состоит не из натурального молока, а из пальмового масла. Оно стоит в разы дешевле молока, отчасти помогая решить проблемы с сырьем, а руководству – получить легкую прибыль. Однако пальмовое масло – один из самых вредных продуктов: оно не растворяется в организме, повышает уровня холестерина и приводит к закупорке сосудов.

Даже краснохолмское масло со штампом ГОСТ и надписью «Крестьянское» по цене 400 рублей за килограмм, по слухам, является спредом. Просто на упаковке это не написано. Творог и сметана, как рассказывают, также производятся преимущественно на основе растительного жира.

Продукция завода идет если не на тверской рынок, то точно на краснохолмский: в магазины, школы, детсады.

Еще пару лет назад краснохолмский завод славился качеством своей продукции. Однако сейчас многие покупатели отказались от нее, заметив негативные изменения. А если проще, масло стало невкусным: оно не тает в горячей воде (как и во рту) и месяцами не портится даже без холодильника. У молока на растительном жире сладковатый привкус, и оно также долго хранится – в отличие от натурального, которое прокисает за два-три дня.)

 

«СКОРО МОЛОКО БУДЕМ ИСКАТЬ, КАК ЧЕРНУЮ ИКРУ»

 

Николай КОЖЕВНИКОВ, директор агрохолдинга «Ратмир»:

– Старицкий сырзавод, когда-то знаменитый на всю Россию, – родина местного сыроделия. Наши предки, крестьяне, давным-давно начинали молочное производство на этой земле. Долгое время старицкий сыр был лидером производства сычужных сыров в регионе: его доля на рынке превышала 70%.

В 2003 году, в расчете на старицкий сырзавод, агрохолдинг «Ратмир» закупил 2700 высокодойных коров породы галштино-фризы, чтобы делать сыропригодное молоко с высоким содержанием белка и производить сыры европейского качества: вкусные и с долгим сроком хранения.

Однако в 2009-м завод выкупила компания «Юнимилк», а в 2010-м он был закрыт – якобы не приносил прибыли (распространено мнение, что компания-гигант выкупила завод с целью уничтожить сильного конкурента. – Прим. ред.)

Почему это случилось? Я не могу сказать. Наверное, лучше спросить у того, кто это сделал.

В итоге не стало нашего основного, заинтересованного в качественном молоке переработчика. Мы начали продавать молоко тому, кто возьмет. Естественно, не могли диктовать цены. Иногда предприятия были должны нам до 11 млн рублей. Молоко брали, а платили через несколько недель. Как при этом работать?

Вообще, молочное сырье никогда не покупали дорого, это повелось с советских времен. Оно идет либо вровень с себестоимостью, либо ниже ее.

Но когда наше молоко с себестоимостью 18 рублей заводы покупали за 16 рублей (а в продажу оно шло по 45–50 рублей), мы понесли большие убытки.

У холдинга было несколько вариантов действий.

Мы могли либо обанкротить предприятия, либо все продать и распустить персонал. Однако в «Ратмире» работает 600 человек, у каждого семья. Мы не могли подвести этих людей.

Поэтому мы нашли единственный выход из ситуации – открыть собственное высокотехнологичное производство. Только такое, что оно на 5 лет опережало всех конкурентов. Чтобы еще 5 лет никто не наступал нам на пятки. А потом, если получится, мы вложимся в дальнейшее развитие.

Сейчас мы запускаем линию розлива молока в ПЭТ-бутылки. Это полностью механизированное производство, к которому не прикасается рука человека. Открытие линии состоится в марте.

В целом же молочный бизнес сейчас убыточен, его даже бизнесом не назовешь. Хозяйства сокращают поголовье коров. Себестоимость кормов очень дорогая, растут цены на дизельное топливо и минеральные удобрения.

В прошлом году государство выделяло субсидии: 90 копеек за литр молока высшего сорта, и 10 копеек давала область. За первый сорт давали по 70 и 10 копеек соответственно. В этом году за высший сорт обещают 3.40, но пока мы этих денег не видели.

Ясно одно: чем молока меньше, тем оно будет стоить дороже. Пострадает от этого прежде всего простой человек.

Все в правительстве РФ об этом знают. Но ничего не делается, чтобы крестьянина поддержать. А потом будем молоко так же искать, как черную икру, которая в дефиците и очень дорогая. Вывод – если мы хотим кормить население своим молоком, а не заграничным, надо финансировать молочный сектор.

Чтоб ракеты летали, надо вкладывать деньги. И чтобы коровы давали хорошее молоко, надо вкладывать деньги. Причем не по остаточному принципу, как это всегда бывает.

На всех форумах и съездах власти говорят, что молока нет, что дети должны пить молоко, а не «Кока-колу». Однако на магазинных прилавках лежат десятки видов молока, про которое никто не знает, из чего оно сделано. Сейчас такая ситуация, что всего много: молока, колбасы, сладостей, – а есть нечего. Все невкусное.

Может, государство и планирует вливать деньги в нашу сферу. Но пока эта машина раскрутится, молочных коров можно будет по пальцам пересчитать.

Ирина СМИРНОВА

48 0
Лента новостей
Прокрутить вверх