Малые станут микро

13.04.2011, 00:00

    Что бы там ни говорили о сотрудничестве госаппарата и бизнеса, какие бы шаги по сближению ни предпринимались, в реальной жизни всё иначе. Дружить у этих двух сфер получается не всегда. По крайней мере, в Твери. Малый бизнес здесь на грани масштабного сокращения: ведь теперь от субъективного решения чиновника зависит, будет работать тот или иной объект предпринимательства или нет.
    Всё дело в новом подходе к рекламе. Точнее, во внесённых в октябре 2010 года дополнениях в кодекс благоустройства города. Тогда в целях улучшения архитектурного облика Твери депутатами Думы было решено упорядочить размещение средств обязательной информации. Все бы ничего, да вот только процесс разрешения на установку вывески и прочих рекламных конструкций значительно усложнился.
    Изменилось само понимание вывески. Теперь это не средство привлечения внимания покупателя, не метод доведения до клиента информации об услугах, оказываемых этим объектом, и не его название. Теперь это некая табличка с данными о фирменном наименовании, о месте нахождения и режиме работы организации, для ИП – сведениями о государственной регистрации. Допускаемый размер: 0,6*0,6 м (!!!), размещается на стекле витрины или на входной двери, справа или слева от главного входа.
    Любая вывеска (а это – чуть ли не каждая первая), превышающая совсем незаметный потребителю стандарт в 0,6*0,6 м (всё, что больше данного параметра, признано рекламой), должна получить согласование в администрации города как рекламная конструкция. А это, как вы понимаете, ужасная бумажная волокита.
    Интересно, что ещё в 2004 году размер щита не имел значения. В правилах распространения наружной рекламы в Твери (от 27 июля 2004 года) было чётко прописано, что «вывеска может быть выполнена в виде настенного панно, кронштейна, маркиза, а на здании, полностью занимаемом предприятием, — в виде крышной установки».
    Предприниматели возмущаются: в настоящее время администрацией Твери в массовом порядке рассылаются предписания с требованием согласовать даже ранее законно установленные и согласованные вывески и указатели в качестве рекламных конструкций. В противном случае предпринимателям угрожают штрафными санкциями и насильственным демонтажем.
    Пакет документов огромен: данные о заявителе, графические и текстовые проекты, схема территориального размещения рекламной конструкции, подтверждение в письменной форме согласия собственника (если многоквартирный дом – не менее 75 процентов подписей жильцов) и, собственно говоря, ради чего, видимо, и затевались данные поправки: квитанция об оплате государственной пошлины за выдачу соответствующего разрешения.
    Предприниматели прекрасно понимают, что плата за аренду рекламного места — отличный способ наполнения бюджета. Но не деньги причина их недовольства.
    Предприниматели готовы платить эти средства в качестве платы за согласование вывесок и указателей, но процедура согласования должна упроститься и стать более короткой. Срок рассмотрения заявления на установку рекламной конструкции сейчас составляет два месяца, что непозволительно долго для в общем-то несложного согласования.
    Кроме того, очень часто не представляется возможным собрать все необходимые документы для согласования вывесок и указателей в качестве рекламных конструкций. Как в случае, например, со сбором подписей собственников жилья, если вывеска будет располагаться на фасаде жилого здания. Необходимо получить согласие 75 процентов и более подписей жильцов многоквартирного дома. Но застать хозяев на месте и не получить их отказ – действительно сложно. Кто-то уехал, кто-то не является собственником жилья, кто-то захочет наживаться на данной ситуации, попросив денег за свой «автограф», а кто-то просто не откроет дверь, увидев на лестничной площадке незнакомого человека.
    Между прочим, отсутствие хоть одного документа – прямой путь к отказу в получении разрешения на установку и, как следствие, предписание на демонтаж. А отсутствие вывески, в свою очередь, делает объект неприметным для потребителя, что в конечном итоге может привести к его закрытию.
    Но пострадает не только малый бизнес. Потеряет и потребитель. Так, к примеру, муниципальному предприятию (цирк, кукольный театр и т.п.) за размещение вывески придётся выложить совсем не маленькую арендную плату. Как её возместить? Ответ очевиден: за счёт роста цен на билеты.
    Подобные меры в аналогичной ситуации будут применять также заправочные станции и различные точки питания (кафе, кофейни, бары и т.д.). Расплачиваться опять-таки будет потребитель.
    Ситуация, в которой нет возможности выполнить все требования администрации, создаёт поле для коррупции. Уже сейчас происходят попытки давления на предпринимателей в духе «будете сидеть тихо, выполните определенные требования – предписание на демонтаж принадлежащей вам конструкции будет выписано позже или вообще никогда».
    Кстати, подобные споры по поводу разграничения понятий «реклама» и «вывеска» и связанными с ними неурядицами возникали ранее и в других регионах. Но развития они там не получили.
    Ещё в 2009 году ФАС (письмо от 23 июля 2009 г.) заключила: «указание на здании в месте нахождения организаций её наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом РФ «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры её исполнения».
    Почему в Твери противостояние всё ещё продолжается, непонятно. Все призывы к здравому смыслу в решении возникающих вопросов в этой области отсылаются с формулировками вроде «мы госслужащие и исполняем закон», но это наносит огромный вред имиджу руководства города и вносит дополнительное напряжение в отношения между малым предпринимательством и властью.
    
    Екатерина НОВАКОВСКАЯ
    
    P.S. Пока верстался номер, стало известно, что на днях по инициативе Общественной палаты в Тверской городской Думе состоится обсуждение решения ТГД от 28 октября 2010 года №332 «О внесении дополнений в кодекс благоустройства города Твери».
    
    

СВОИ КОММЕНТАРИИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ВЫСКАЗАЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СТОЛКНУВШИЕСЯ С ДАННОЙ ПРОБЛЕМОЙ


    
    Антон Герасимов, директор сети магазинов «Домком»:
     — Предпринимательскую деятельность веду с 2000 года. На тот момент открыть магазин без утверждения вывески нельзя было. Поэтому, естественно, все четыре магазина, что у меня есть, я открывал легально и с разрешения соответствующих структур. А сейчас, в 2011 году, выясняется, что ранее согласованные конструкции надо заново утверждать, да еще и платить за это. Кроме того, при внесении поправок произошла подмена понятий. Что раньше считалось вывеской, теперь реклама. А установленный размер таблички 60*60 см вообще возмутителен. Искать магазин с такой вывеской просто невозможно. Это придётся предварительно заглянуть в Интернет, уточнить адрес торговой точки или опросить знакомых или окружающих, не знают ли они, где находится данный объект. Страдает и потребитель, и бизнесмен. Кроме того, собрав необходимые документы, не факт, что разрешение всё-таки выдадут. А в моем случае – так это вообще излишнее дублирование, пустая волокита.
    
    Елена Иванова, директор ООО «Окна 21 век»:
     — Наша организация готовится к открытию офиса-салона, мы уже нашли помещение, заплатили за его аренду, у нас уже всё готово к работе, но функционировать магазин без вывески не может. Это новый объект, внимание покупателя к нему ещё надо привлечь. И явно, что такой маленькой табличкой, установка которой разрешена без согласования чиновников, это сделать не удастся. А вешать большой щит мы пока не можем. Нам придётся сейчас собирать огромный пакет документов, подождать два месяца решения департамента архитектуры Твери и …получить ещё один список необходимых бумаг! То есть к этим двум месяцам можно смело ещё прибавлять какое-то время. Сколько же мы бегать-то будем?! Говорят, предприниматель у нас защищён, да ничего подобного. В реальности получается, что малым бизнесом вообще даже нет смысла заниматься.
    
    Константин Клещев, директор студии дизайна «Гранд»:
     — Все информационные указатели как содержащие рекламу, так и СОИ, всегда подлежали согласованию в администрации города. В случае с вывесками основным критерием при согласовании всегда была эстетическая нагрузка, т.е. гармоничное сочетание вывесок и указателей с окружающей средой и архитектурой. Проводились ежегодные конкурсы на лучшую вывеску года. Авторы наиболее удачных работ отмечались дипломами администрации. Но последние пару лет об эстетике забыли вообще. На первый план вышли деньги. В любом списке документов, необходимых для подачи заявления на установку вывески, первым пунктом идёт квитанция об уплате пошлины, а должность главного художника города, существовавшую более 15 лет, сократили вовсе. Раньше разрешение на установку вывески давалось один раз: на всё время существования именно этой вывески (при её замене требовалось новое разрешение). А разрешение на установку рекламной конструкции — на 5 лет. Но что будет продвигаться на этом месте и в каком виде — дело лица, получившего разрешение, и не требует дополнительного согласования. Результат такой политики виден на улицах нашего города. Разномастные, разноразмерные, зачастую сделанные с нарушением элементарных художественных и технических норм РЕКЛАМЫ «украшают» наш город. Вместо того чтобы попытаться восстановить эстетический контроль, администрация принимает решение, будем называть вещи своими именами, демонтировать всё. Т.е. нет вывесок, нет предпринимателей — нет проблем…

 

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх