Страна крепостей

27.08.2013, 12:29

Ни в одном уголке планеты нет столько городищ, как на тверской земле

Валдай, в том числе Торопецкий и Западнодвинский районы Тверской области, – важнейший форпост на западных рубежах Руси во времена Средневековья. Здесь истоки великой реки Даугавы – Западной Двины, впадающей в Балтийское море в черте современной Риги. Недалеко – истоки рек Волги и Днепра. Здесь повсюду следы некой цивилизации, о которой ничего не известно современной науке

 

До варяга Рюрика на Руси жили малоразвитые народы, убеждены классические историки, Однако даже они утверждают, что строительство крепостей на Валдае восходит к началу раннего железного века, то есть к первой половине I тыс. до н.э. Первые крепости на торопецкой земле дошли до нас в виде многочисленных могучих, почти циклопических, городищ. Сооружать их стали почти за две тысячи лет до Рюрика и до первого упоминания Торопца в летописях. Какая цивилизация создала эти крепости?

Многие ученые сегодня задумываются об истоках крепостного строительства на этой земле.

 

НАРОД ИНЖЕНЕРОВ

 

Вот что пишет Вячеслав ВОРОБЬЕВ, тверской историк, доктор культурологии, заведующий кафедрой истории и теории культуры Государственной академии славянской культуры:

 «Как мы догадываемся, столь грандиозные инженерные работы не были ни развлечением на досуге, ни, с другой стороны, проявлением животного страха перед неведомой и неотвратимой опасностью. Инженерной мыслью и действиями строителей двигал голый практицизм: необходимо было гарантированно защитить себя, соплеменников и нажитое богатство от возможного уничтожения. Опыт показывал, что пренебрегавшие этим расплачивались самим существованием рода.

Городки возводились достаточно неприступными, и ради этого приходилось идти на очень значительные временные и физические затраты. Конечно, сам холм, вершина которого обустраивалась как жилая площадка, имел природное происхождение, а вот его приспособление под проживание и нужды обороны было делом рук обитателей. Холм должен был быть достаточно (но не чрезмерно) высоким; иметь вершину, выравнивание которой давало ровную площадку около 1000–1500 кв. м; склоны, которые могли быть эскарпированы (т. е. подрезаны) для усиления неприступности; располагаться близ водоема. Кроме того, хозяйство скотоводов нуждалось в пастбищах, которые не должны быть сильно удалены от крепости.

Главные укрепления были представлены системой кольцевых или сегментных рвов и валов, а также деревянными стенами в виде частокола и городен. Вход был один, к нему вела серпантином узкая тропа, ворота укреплялись и охранялись особенно тщательно. В городке проживали в среднем 30–80 человек, жили тесно, уступая основную площадь в центре загону для скота. Но такая теснота была в основном лишь ночью, так как днем в теплое время скот выгоняли, а люди вели хозяйственную деятельность также вне стен городка. К городку мог примыкать неукрепленный посад».

 

МИТЬКОВО, КРИВИТ, ПОДГАЙ…

 

На торопецкой земле и в ее ближайшей округе было много городков и селищ, что связано с разветвленностью водных дорог и хорошими травостоями в долинах многочисленных рек и озер запада Валдайской возвышенности.

Большинство городищ в бассейне реки Торопы открыты в 1949–1953 годах ленинградским археологом Я.В. Станкевич или обследованы ею по материалам Псковской губернской ученой архивной комиссии, собранным в конце XIX – начале XX в. Несколько городищ открыл сам Вячеслав Воробьев в 1980–1990-х годах.

«Заметных правых притоков у Торопы нет, поэтому она выходит на западе к водоразделу с бассейном Ловати практически своим собственным течением (правые притоки – это ручейки протяженностью в несколько километров), – пишет он. – Таким образом, городища на самой Торопе и ее правобережью – это и фактории на главной дороге, и крепости у главного внутреннего водораздела балтийского склона между бассейнами Западной Двины и Ловати.

…Наиболее насыщено городищами раннего железного века среднее течение Торопы. Первое из них, Митьково, находится на правом берегу небольшого притока Торопы реки Пески, фиксируя первый переход между Торопой и бассейном Ловати. Городище Михайловское расположено на юго-западном берегу оз. Заликовье, близ выхода из него Торопы. Оно, с одной стороны, контролировало этот вход/выход, а с другой – замыкало на себя второй переход на Торопу из бассейна Ловати, с верховьев Добши (кстати, по ту сторону водораздела на оз. Добшо также находится городище раннего железного века).

Третье городище на правобережье выявлено у д. Ляпуново, в верховьях Обжи, единственной речки, впадающей в Торопу справа. Оно примыкает к полосе водораздела и также противолежит городищу Добшо. Вниз по Обже дорога вела к тому месту, где уже около тысячи лет стоит столица этого края – город Торопец. На городищах Привалье и Кривит и на селищах на территории города в разное время была найдена керамика раннего железного века, поэтому не будет слишком смелым предположением мысль о том, что в основе двух этих известных средневековых городищ-кремлей лежат небольшие укрепленные поселения предшествующей эпохи – раннего железного века. Уверен, что дальнейшие раскопки этих городищ дадут неопровержимые свидетельства в пользу данной гипотезы.

Близ вхождения Торопы в оз. Соломено, на ее левобережье, находится самое знаменитое из верхнедвинских городищ – Подгай. Городище было приурочено к очень маленькому озеру, как бы слегка спрятавшись на его берегу чуть в стороне от большой дороги по Торопе.

На северном берегу большого оз. Кудинского, проточного на Торопе, расположено городище Заречье. Оно занимает мыс полуострова, вдающегося в озеро в южном направлении, и контролирует практически все его побережье.

Но самая уникальная ситуация наблюдается в районе впадения Торопы в оз. Яссы – самое верхнее из крупных проточных озер на этой реке. Здесь, у деревень Городок и Ахромово, находятся пять городищ раннего железного века, а чуть севернее, на оз. Стрежино, еще одно. Мне неизвестна по археологической литературе такая концентрация синхронных друг другу городищ этой эпохи ни в одной другой местности не только России, но и всей планеты».

 

…ДВОРЕЦ ПАНДАВОВ, АСГАРД, ИЛИОН

 

А вот что говорит об этих местах историк новой волны Геннадий КЛИМОВ:

«Пять городищ у впадения реки Торопа в озеро Яссы – это, возможно, урочища пяти братьев Пандавов, у которых была общая жена Драупади, имение которой, возможно, и было на оз. Стрежино. Согласно одному из крупнейших произведений мировой индоевропейской литературы «Махабхарата», родоначальники первого арийского государства Пандавы провели 12 лет в лесу вместе с монахами-отшельниками. Не исключено, что одна из их резиденций была как раз на истоке Западной Двины, реке Торопе. Это очень правдоподобно.

Разгадать загадку торопецкой земли, исходя из «исторического материализма», устоявшегося принципа постсоветской историографии, нельзя. Однако если использовать современные подходы к исследованиям, включая в орбиту научного интереса всю систему знаний по истории религий, древней климатологии, теории эволюции сознания, генетики, то эта тайна открывается.

Еще в IV тысячелетии до н.э. здесь была величайшая цивилизация того времени – еще до образования Индии, Китая, Шумера и Древнего Египта. Это знаменитый АС-град – жилище богов из скандинавских древних саг или страна Кришны из древнеарийского эпоса. У Гомера данная местность именуется Илионом – центральной цитаделью Трои. Поэтому здесь столько крепостей, которые начали строиться более 7 тысяч лет назад».

 

ПРЕДКИ ПЕРВЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ

 

«Мы начинаем понимать особое значение и миссию запада нынешней Тверской области в биосферных и ноосферных процессах планеты и ее роль в истории мира, – продолжает Геннадий Климов. – Современные жители западных отрогов Валдайской возвышенности считают себя кривичами. Этот мифологический народ обитал на Валдае и Прибалтике и верил в бога Крышеня. Возник этот культ еще во время климатической катастрофы 20–16 тысяч лет назад, когда Западная Европа из-за остановки в Атлантике теплого течения Гольфстрим скрылась под ледником. Бога Крышеня в некоторых селах русские, украинцы и белорусы, литовцы до сих пор славят, колядуя на Рождество.

Древние кривичи являются «прародителями» многих народов: англосаксов, германцев и славян. Города Торопец, Старая Торопа, Торжок называются по имени сына бога Тора из скандинавской мифологии. Торой называется свод древних знаний у евреев.

Кривичи, предки первых европейцев, двинулись из этих мест на запад после начала таяния ледника. Считается, что последний царь Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году уже н.э. новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевской летописи кривичи упоминаются последний раз под 1128 годом, а полоцкие князья названы кривичами еще в 1162 году. После этого кривичи не упоминаются в летописях. Они растворились в православных христианах.

Однако Криве (Кирвайто) – верховные иерархи русского и литовского жречества – долго еще почитались на Руси, больше чем у католиков папа римский. Собственно, тайная война папы римского и древних русских кривичей и лежит в основе многих исторических событий времен крестовых походов.

Перечень 48 первых криве-кривайтисов полностью приводится в «Прусской хронике» Симона Грюнау. По мере завоевания рыцарскими католическими орденами исконных славянских земель в Пруссии многие криве или сжигали себя на кострах, или отступали на исконные земли в верховья Западной Двины. 28 июня 1414 года в деревне Анкаим умер верховный криве-кривайто именем Гинтовт, 74-й жрец со дня учреждения этого титула. С ним пал и великий титул, некогда очень важный во всех землях Северной Европы: пруссов, литвинов, жемайтов, куронов, земгалав, ливонцев, латгалов, а также кривичских русов. От кривичских русов пошло название «русские».

 

НЕВСКИЙ И НАСЛЕДИЕ КРИВИЧЕЙ

 

«Военная активность русского князя Александра Невского на западном направлении, по моему мнению, во многом была обусловлена его тайным желанием защитить древнерусских криве от агрессии католиков. В июле 1240 года шведский флот, с которым было несколько епископов, вошел в Неву. Русский князь Александр, родоначальник Тверского княжества, со своей дружиной и успевшими собраться небольшими отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу. Но уже в августе на Русь вторгся католический Тевтонский орден. Немцы взяли Изборск и осадили Псков, ворота которого открыли их сторонники из местных бояр.

Эти события не помешали новгородцам зимой 1240–1241 годов отказаться от услуг Александра. Вероятно, в Новгороде тоже происходила внутренняя политическая борьба между сторонниками западных католиков и православными, впитавшими многие доктрины и обряды древних кривичей. Только когда немцы приблизились к Новгороду на расстояние 30 верст, новгородцы вновь попросили помощи у Александра Невского.

В 1241 году Александр освободил окрестности Новгорода от католических рыцарей и их приспешников, а в 1242 году взял Псков. Католики собрались в районе Юрьева, куда и двинулся Александр. Но после того как был уничтожен передовой отряд новгородцев, Александр отступил на лед Чудского озера для решающей битвы 5 апреля. Войско ордена нанесло удар по центру русского боевого порядка, но княжеская конница ударила с флангов и решила исход сражения. Согласно новгородской летописи, русские семь верст преследовали немцев по льду. По условиям мира орден отказался от всех недавних завоеваний в Прибалтике. Сразу после этого отец Невского был вызван к хану Батыю в Орду.

В 1245 году литовское войско напало на Торжок и Бежецк. Подошедший с новгородским войском Александр взял Торопец, после чего отпустил новгородцев домой. Затем уже силами своей дружины догнал у озера Жизца и уничтожил остатки литовского войска, а на обратном пути разбил другой литовский отряд под Усвятом. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Отец Невского Ярослав был вызван в Каракорум и отравлен там 30 сентября 1246 года. Почти одновременно с этим 20 сентября в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский, отказавшийся пройти языческий обряд

…Многие архаичные обряды криве легли в основу древнего русского православного обряда. Это был сложный период религиозного поиска, когда архаичные культы менялись на новые религии единобожия, отрицая старое – зарождая новое. Нельзя понять духовную историю России, не узнав тайны событий, происходящих на Валдае в верховьях рек Западная Двина, Волга и Днепр. Но, не узнав тайну страны крепостей пророка Кришны на реке Торопе, нельзя понять историю мира. Именно в этих местах был тот котел, в котором плавилось современное человечество».

 



 

Такие два разных взгляда на прошлое двух тверских историков, Воробьева и Климова, но, как нам кажется, с каждым годом противоречий будет все меньше и меньше. И тогда мы узнаем правду о нашей истории и нас самих.

Ксения КУЗЬМИНА

45 0
Лента новостей
Прокрутить вверх