Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

А ты любишь Тверь?

     ПЕРМСКИЙ ОПЫТ МАРАТА ГЕЛЬМАНА 
    
     «Я люблю П» — под таким названием открылась выставка в галерее Гельмана в Москве. Поскольку новый объект приложения сил московского галериста и пиарщика — Тверь, для нас особенно интересно, что ему удалось сделать в Перми.

4

     ПЕРМСКИЙ ОПЫТ МАРАТА ГЕЛЬМАНА
    
А ты любишь Тверь?     «Я люблю П» — под таким названием открылась выставка в галерее Гельмана в Москве. Поскольку новый объект приложения сил московского галериста и пиарщика — Тверь, для нас особенно интересно, что ему удалось сделать в Перми.
    На выставке, работающей в галерее «М&Ю Гельман» с 15 марта по 17 апреля, можно подробно узнать о результатах пермского проекта. Здесь представлены досье о всех инновационных проектах в области современного искусства и дизайна, изменившем в 2009-2010 годах пермское пространство. Выставка «Я люблю П» носит то же название, что и коллекция дизайнерских идей, обыгравших красную П — новый символ города. И это не случайно — интернет-конкурс показал, что Пермь не без оснований претендует на статус «культурной столицы».
    Всё началось с того, как в августе 2009 года дизайнер Артемий Лебедев выложил у себя в ЖЖ новый логотип Перми — красную букву «П». Логотип должен был работать на узнаваемость Перми и Пермского края, и приём сработал — вокруг «П» очень быстро сложился целый культ. В какой-то момент Лебедев решил направить энергию адептов культа «П» в конструктивное русло и запустил конкурс дизайнерских работ «Я люблю П» по пяти направлениям: промышленный дизайн, городская среда, интерьерный дизайн, визуальные коммуникации, бренды города. Одноименную экспозицию составили 270 лучших работ.
    Когда в 2010 году улицы Перми стали меняться на глазах, местные скептики отнеслись к этому настороженно. Но перемены волей-неволей коснулись каждого. «Я, уж насколько человек далекий от какой-либо культуры, и то почувствовала», — пишет мне в аське знакомая пермячка. На улицах стали появляться необычные предметы, поражающие воображение горожан. Так стену гимназии им. Сергея Дягилева занял огромный нарисованный Гомер, летом прохожих пугали полые скульптуры из скотча, издали неотличимые от живых людей, а депутатам Заксобрания Пермского края не давали покоя деревянные красные человечки, узурпировавшие пространство их служебного помещения. Проект Red People арт-группы Professor (Спб) спровоцировал резкую критику со стороны депутатов, и красные человечки едва не погибли от рук вандалов, зато сегодня клоны пермских Red People выставлены в школе управления Сколково.
    Дальше. До того, как разные дизайнеры разработали и материализовали свои проекты, пермяки ждали свои автобусы в скудном пространстве, ограниченном тремя безликими стенами и козырьком. Новые места ожидания смотрятся настоящими произведениями искусства. Например, на задней стенке одной из остановок собраны в одной компании канонические портреты знаменитостей — Иосифа Бродского, Махатмы Ганди, Марлен Дитрих, Сергея Довлатова, Клинта Иствуда и Фриды Кало. Кроме того, остановочные комплексы снабжены системой навигации в центр и в сторону окраин, а все названия продублированы на английском языке. Сейчас на улицах Перми установлено уже несколько десятков авторских остановочных комплексов. Как пишут многие блогеры, именно знаменитые пермские остановки первым делом стремятся увидеть иногородние путешественники.
    А когда к вам приезжают друзья и просят показать город — куда вы ведете их? Набережные, одна из которых развалена в клочья? Трехсвятская, похожая на тысячи точно таких же улиц в любом городе России? Или тот же Речной вокзал, вся экскурсия по которому состоит в обходе здания кругом? По-моему, это приличный стимул, чтобы согласиться участвовать в затее, которую многие считают немыслимой авантюрой.
    Тема обещанного Маратом Гельманом культурного преображения Твери всё не сходит со страниц тверских СМИ и не позволяет остыть мониторам блогеров, ломающих копья: одни в защиту начинания, другие преисполненные скептицизма. 19 марта галерист даже предложил местному интернет-сообществу встретиться, чтобы каждая из сторон могла высказать свои аргументы. Желающих (или смелых?) нашлось немного — человек десять, не больше. Однако разговор состоялся. Вопросы не удивили, в основном народ волновали две вещи: а не лучше ли сначала решить горячие проблемы — детсады, дороги, зарплаты… И главный козырь скептика: ничего у вас с нашим безынициативным народцем не выйдет. Кто пойдёт смотреть эти ваши инсталляции? Кому здесь интересно, а главное — понятно современное искусство? На это Марат отвечал, что не знал случаев, когда бы насыщенная культурная жизнь оставляла равнодушным хоть одного горожанина. «Что же касается скептиков, так в Перми мы слышали отзывы и пожестче — и не только перед запуском проекта, но и в процессе работы. А насчёт зарплат и дорог — не было в истории ни одного периода, когда бы были решены все социальные проблемы. Что же теперь, забить на искусство?»
    Куратор паблик-арт-программы в Перми Наиля Аллахвердиева убеждена, что российским провинциальным городам остро необходима «разгерметизация эстетического поля». Люди по инерции продолжают воспроизводить эстетику памятников XIX века, хотя на самом деле хотят жить в режиме смены впечатлений и ощущений. Первые результаты налицо: ни один новый объект не обходится без общественной дискуссии, и хотя порой критических отзывов больше, чем положительных, организаторы и в этом видят успех
    
    P.S. Что касается Речного вокзала, который по пермскому примеру задумано использовать как арт-площадку, то уже 29 апреля он, будем надеяться наконец оживёт — будущий Центр современного искусства распахнёт свои двери для фестиваля «Верь в Тверь». Из предложенных для центра названий Гельман остановился на аббревиатуре «TverCA» (Тver Contemporary Art — Современное искусство).
    
    
    Ольга КОЛОСКОВА

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика