Мельница, планшеты и золотая нить

28.05.2013, 11:07

В Торжке связали музейные древности и инновации

Идея создать в одном из малых городов России гуманитарный музей федерального уровня принадлежала академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Сегодня Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке отмечает четверть века. На юбилейные торжества 24-25 мая съехались гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Вологды и городов Тверской области

 

– Гениальность географического положения музея в том, – рассказывает доктор культурологии Вячеслав Воробьев, – что это позволяет показать Россию изнутри: как известно, наша страна начиналась не с Садового кольца. Кроме того, благодаря нахождению музея в Торжке развиваются горизонтальные связи с такими же малыми городами.

Нельзя переоценить туристическую привлекательность Торжка, и одним из факторов выступает, конечно, ВИЭМ. По идее, для развития территории между руководством музея и администрацией не должно быть разногласий. Между тем пока гости Торжка, поднимаясь и спускаясь по дорогам этого древнего города, буквально на каждом шагу встречают развалины старинных зданий. На некоторых есть табличка «Федеральная собственность», на иных ее и прикреплять некуда: стены уже разрушены. Из Спасо-Преображенского собора торчит старая заводская труба, двор зарос бурьяном. Всего в Торжке около 300 памятников, у которых, по словам академика Лихачева, мы должны попросить прощения.

На данный момент в ведении Всероссийского историко-этнографического музея находятся одиннадцать объектов, семь отреставрировано, четыре на реконструкции. Сегодня ВИЭМ активно модернизируется по нескольким направлениям.

 

ЭКСПОНАТ № 1. ДОМ-ТРАНСФОРМЕР

 

– В 2009 году это здание XVIII века было полностью разрушено, – рассказывает бессменный директор музея Андрей Михайлов. – В конце 2012 года реставрация была завершена, и несколько авторов предложили идеи по его музеефикации. В итоге была утверждена концепция «Дома России», которую разработал доктор культурологии Вячеслав Воробьев, а креатив внес Алексей Зинатулин, кандидат экономических наук и специалист по социальному проектированию.

Шесть комнаток на первом этаже и шесть на втором – такова структура, в которую впишутся презентации 12 регионов Центральной России. Поскольку помещения действительно небольшие, то информация будет сжата с помощью яркой образной формы и оригинального дизайнерского решения.

В комнате, посвященной Тверской области, ключевой образ – водное пространство. Так, пол будет устлан картой водных просторов, в центре зала будет стоять вращающееся мельничное колесо с вмонтированными в него интерактивными экспонатами.

– В плане каждого зала доминирует определенный образ, но все комнаты объединяет зеленая дорожка, по которой путешествуют посетители, – рассказывает Алексей Зинатулин. – И, конечно, раз дело происходит в Торжке, все регионы прошиты золотой нитью – она проходит по стенам помещений и становится носителем современных информационных порталов с полным описанием каждого региона.

Единство залов подчеркивается с помощью календаря, который в каждом зале будет особым, отражающим специфику того или иного региона.

По словам московских архитекторов Ксении Яньковой и Влада Савинкина, интерьер каждого помещения – это тот модуль, в который может встраиваться любое содержание. Все элементы просты и лаконичны, они подвижны и универсальны, поэтому постоянная экспозиция может трансформироваться с течением времени и под запросы посетителей.

На данный момент продумана общая концепция Дома России. По утверждениям директора музея, это должен быть именно дом, открытый для разных регионов: в небольших помещениях развернется все культурное пространство нашей страны. В течение 2013 года детально разработают проект зала Тверской области, который станет доступен для посетителей к 2014-му.

Кроме того, в Доме России была проведена презентация проектов нового выставочного комплекса, который должен расположиться на месте здания советской постройки по адресу Старицкая, 3Б, и замкнуть цепочку музейных отделов.

– Здание будет представлять собой комплекс строений, в которых использованы все архитектурные элементы Торжка, – рассказывает автор одного из проектов, выпускник Московского архитектурного института Марат Курмалиев. – Прогуливаясь по петляющей дорожке, посетитель осмотрит виды на город, реку, монастырь… Таким образом, здание вместит в себя весь Торжок.

С учетом согласований один из проектов будет допущен к реализации через несколько лет.

 

ЭКСПОНАТ №2.НА РЕКОНСТРУКЦИИ

 

Верхнее городище – часть новоторжского кремля и представляет собой вал, обнесенный частоколом. Гостей здесь встречают по-разному: кого хлебом-солью, кого лязгом оружия и колодками, а кого высокоинтеллектуальными речами. Пространство Верхнего городища позволяет провести множество разнообразных мероприятий – от интерактивных реконструкторских программ и представлений до лекций ведущих ученых под открытым небом «Открытые умы».

– Это место притягивает людей, – говорит со сцены мэр Торжка Анатолий Рубайло, поздравляя директора и сотрудников музея с юбилеем. Толпы людей сидят на скамейках, к которым ведет деревянный настил. – Андрей Борисович (Михайлов. – Прим. авт.) только что извинился перед гостями, что здесь грязно, а между тем год назад здесь была несанкционированная свалка.

Около 15 лет шла борьба музея за это место, в результате оно было передано в ведение ВИЭМ. В ноябре 2012 года здесь впервые прошел этнографический фестиваль «Кузьминки», посвященный встрече зимы. Ну а провожали зиму на масленицу кулинарным фестивалем «Блин с припеком». Скоро, 22–23 июня, состоятся бои тяжеловооруженных витязей в память о героической обороне Торжка от татаро-монголов.

Отряд реконструкторов «Новоторжская сотня», работающий при музее, проводит и специальные программы для детей. На территории городища стоят шатры с необходимой амуницией, избушка, действующая катапульта, таран, который то и дело раскачивают ребятишки, колодки – находятся желающие всунуть туда голову…

Князь в суконном плаще с натуральным древнерусским задором показывает, как стрелять из лука и арбалета, помогают ему в этом шустрый отрок Василий, строгий инженер Иван и молчаливые стражники.

– Когда мы с ребятами бились, один из них упал и шлемом процарапал землю. И там мы нашли купеческую печать XIX века, – рассказывает «князь» Георгий Семенюк. – Так что на этой земле действительно много ценных предметов, и многие хотят вести здесь раскопки. Поэтому нам запрещено возводить здесь постройки.

Параллельно в Доме России проходит выставка картин Всеволода Иванова «Русь Ведическая», и, по шутливому замечанию сотрудника музея, дали бы им волю – они бы древние терема воздвигли на городище.

 

ЭКСПОНАТ №3.МОЖНО ТРОГАТЬ РУКАМИ

 

Свадьбы с прохождением всех обрядов, чаепития, интерактивная программа по традиционным русским напиткам, а также мастер-классы по раскрашиванию пасхальных яиц, новоторжскому золотому шитью, ткачеству – вот лишь немногое из того, что проводится в этнографическом центре музея.

– Музей должен быть живым, – рассказывает директор Андрей Михайлов. – У посетителей должна быть возможность ощутить историю и культуру, потрогать их и пощупать. Конечно, мы во многом ориентированы на подрастающее поколение, что обязательно даст эффект в будущем.

В краеведческом отделе проводится экскурсия – прогулка по старому Торжку: мы заглядываем в купеческую комнатку, торговую лавку, экскурсовод зачитывает наизусть зафиксированные современником беседы барышень.

К 1 сентября будет запущен пилотный проект – электронное приложение к данной экскурсии. Посетителям на входе будут выдавать планшетные компьютеры, с помощью которых экспозиция оживет благодаря уникальному гиду, индивидуальному для каждого посетителя: текст на двух языках, аудио- и видеоматериалы, а также старинные рецепты, архивные фотографии, ссылки на другие экспозиции музея. Получать экскурсию под запрос можно будет и на личный мобильный телефон, считывая QR-коды с витрин. Проект «Smart-музей» был уже апробирован на примере Эрмитажа, Петербургского океанариума, Театрального музея в Хельсинки, Российской национальной библиотеки, теперь питерские коллеги помогут модернизировать и ресурсы ВИЭМ.

– Наша задача – придать музею новые функции, тем самым расширив его аудиторию, – рассказывает Алексей Зинатулин. – Вместе с тем мы стремимся, чтобы между инновационной формой и классическим содержанием был достигнут компромисс.

Главная тенденция, которая наблюдается уже четверть века, – музей каждый год подтверждает свой статус всероссийского.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

20 0
Лента новостей
Прокрутить вверх