Арт-хаус Тверь, или Что происходит в тверской культуре?

30.03.2011, 00:00

    Создаётся впечатление, что Тверь находится на пороге культурной революции. Около 15 лет газета «Караван» говорит об особой миссии Твери. И вот, кажется, лёд стал сдвигаться. О состоянии современной культуры тверского региона наш сегодняшний разговор с тверской писательницей и издателем журнала «Реноме» Ниной Метлиной.
    — Нина, почему, на твой взгляд, много имен творческих людей связано с тверским регионом: художников, писателей, поэтов? Как известно, много российских художников (например, Серов) и поэтов (например, Пушкин) творили именно здесь. Это специфика непосредственно месторасположения города, области или закономерность любого провинциального города?
    — Это очень интересный вопрос. Благодарю, что адресован мне, хотя ответ на него должны искать и уже ищут самые серьёзные люди. Это не специфика, а самый настоящий феномен, и отрицать это, на мой взгляд, нельзя. У Твери, тверского края какая-то особая миссия, наши места абсолютно мистическим образом рождают талантливых людей и притягивают их.
    Некоторое время назад, в феврале, мы вместе с нашим замечательным земляком, одним из видных краеведов России, поэтом Вячеславом Воробьевым открывали Неделю тверской книги в Ржеве — такая нам выпала приятная честь. В машине разговорились, и он привёл мне удивительные факты: о чём-то я, в принципе, знала, а о чём-то даже не догадывалась.
    Например, всем памятен проект «Имя Россия», который был инициирован федеральным телеканалом. Так вот, из 500 выдающихся людей нашей страны, озвученных в этом проекте, 248 были идентифицированы как имеющие отношение к тверской земле рождением, проживанием или творчеством.
    Перечислить всех, понятное дело, нам сейчас не предоставляется возможность. Но лишь один момент: автор Герба СССР — Владимир Андрианов, жил и похоронен в Осташкове; автор музыки Гимна СССР — Александр Александров, регент церковного хора в Твери; автор текста Гимна СССР — Сергей Михалков, работал над созданием текста гимна под городом Бологое, где находился в то время в составе Северо-Западного фронта (дорабатывал в Москве).
    И такая тенденция причастности к нашему краю касается не только персон прошлого, но и настоящего, не только культуры, но и абсолютно любой сферы деятельности. Вот ещё один пример, который будет интересен всем, кто имеет отношение к информационным технологиям. Илья Биллиг — один из руководителей «Майкрософт» до самого недавнего времени, соратник Билла Гейтса, а ныне один из руководителей компании «Лаготек», разрабатывающей лучшие в мире «умные дома», — выпускник тверской гимназии №6. Кстати, он готов в свой очередной приезд к родителям в Тверь провести мастер-класс для молодых тверских компьютерщиков.
    — Близость Москвы и Санкт-Петербурга в данном вопросе — это плюс или минус? Почему?
    — Думаю, многие со мной согласятся, что такое географическое расположение, говоря образно, палка о двух концах. Если судить по себе, то я, несмотря на разные предложения, никогда не стремилась уехать в столицу, хотя в своё время и окончила МГУ. Люблю повторять цитату из А.С. Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты». Совершенно не понимаю, как можно творить что-то в городе, который сейчас представляет собой классический мегаполис. Встречаться там с интересными людьми — да, участвовать в проектах — да, но жить — нет. Сама природа тверского края, ее гармоничная аура, позитивная энергетика задерживают здесь всех, кто хоть раз приехал сюда.
    — Если бы мы сегодня могли провозгласить Тверь культурной столицей России, чем, по-твоему, мы могли бы завлечь сюда современные российские таланты?
    — Очень бы хотелось в мечтах замахнуться на этот титул. Но пока в России звание «культурной столицы» удерживает Питер. Тем не менее у Твери есть все шансы получить тоже свою долю лавров.
    Ни для кого не секрет, что на той же знаменитой студии «Салам», что расположена в тверском ДК «Октябрь», с начала 90-х годов и по сей день записываются самые известные музыканты. Лично знаю, что Леонид Агутин, проживая в Майами, все свои аранжировки делает здесь. И ведь нетяжело ему прилетать к нам каждый раз из-за океана?
    Что влечет их сюда? Ответ очевиден: тверские люди очень талантливы. Вот и всё. Может, это и есть тоже наш бренд?..
    — Есть ли вообще в Твери уже сформировавшийся пласт творческой элиты?
    — Конечно, этот пласт сформирован. Проблема в другом. В Твери так много талантов в любой сфере, что их уже не считают таковыми. Понимаете, что я хочу сказать?
    А когда талантов много, они теснят друг друга, у них порой только два выхода: уехать в Москву, за границу или спиться. Негативные примеры приводить не буду. А позитивные — да. Например, тверской писатель Евгений Клюев окончил ТвГу, с 1996 года и по сей день живёт в Дании, его называют современным Андерсеном. Только теперь никто не говорит, что он тверской.
    Так вот, нашим, тверским, не хватает именно признания, их творческие амбиции не удовлетворены. Когда это есть, всё встает на круги своя. Например, наш выдающийся художник Всеволод Иванов — удивительный человек, чьё воображение приносит ему картины из прошлого. Он известен на весь мир, его поклонники живут в Америке, Австралии, Японии. И он никуда не уехал, работает в Твери, а выставляется в Москве. Безусловно, неоценимую информационную поддержку ему оказал главный редактор газеты «Караван», историк, политолог Геннадий Климов, потому что он мыслит на одной волне с Всеволодом Ивановым.
    Признание — здесь ключевое слово. Необходима информационная политика в сфере культуры в отдельно взятом регионе — тверском. Причём эту политику в идеале должна поддержать власть, а вот определить её должны сами творческие люди, некий креативный совет. Может, взять и сделать наш край площадкой для такого эксперимента?
    Сейчас у нас в Твери существует целая группа талантливых художников: Георгий Володько, Владимир Васильев, Николай Дулько, Антон Горцевич, Игорь Жарков и многие другие. У них есть одна проблема: они не объединены в официальное культурное сообщество, в то время как их картины уже сейчас находятся в частных коллекциях по России и за рубежом. Не исключено, что пройдут годы, и их работы будут так же востребованы, как работы знаменитой творческой группы «Бубновый валет», творившей, кстати, ровно сто лет назад (сейчас эстимейты их картин поражают воображение). Что мешает уже сейчас поддерживать наших земляков информационно, а что мешает формировать некую галерею, покупая эти произведения и отправляя в запасники? Этого же не делается.
    Или еще пример. У всех на слуху бешеный успех Елены Ваенги. Обратите внимание, сначала она раскрутилась именно в Питере, и лишь потом ее «приняла» Москва. Между тем у нас есть прекрасная певица Светлана Королёва, творчество которой сейчас стремительно набирает обороты. Опять-таки что мешает продвигать её в Твери, а потом гордиться тем, что тверская певица будет известна на всю Россию? Михаил Круг ведь смог прославить наш город так, что порой он ассоциируется только с этим именем?
    — Насколько это вообще актуально и прогрессивно становиться не инновационным, не промышленным или бизнес-центром, а именно культурным?
    — Знаете, если смотреть на Европу, то становится очевидным, что культурным и туристическим центром быть выгоднее, чем промышленным. Но у России и Твери свой путь. Тверь вообще, на мой взгляд, многолика. Ее явные бренды помимо культуры — это медицина и образование. У нас город университетов и город врачей. Поэтому, опираясь на эти три позиции в комплексе, гипотетически можно сделать рывок в развитии.
    — Насколько это реально с учетом очевидного упадка спроса в обществе именно на культуру, который мы сегодня наблюдаем?
    — Я бы не сказала, что есть упадок спроса на культуру. В силу специфики работы я общаюсь с успешными людьми, политиками, бизнесменами, бываю у них в гостях. Это люди в большинстве своём высокой культуры — при своей занятости они успевают читать новинки литературы через Интернет (благо есть PocketBook). Они коллекционируют картины — причём поддерживая тем самым тверских художников. Они слушают музыку — не ту, что льётся из ТВ, а на старом виниле. Они — рафинированные (мне очень нравится это слово) интеллигенты. Их дети, помимо спортивных, ходят в музыкальные, художественные школы, театральные студии. Они смотрят канал «Культура», и мы с удовольствием обсуждаем новые показы оперы или балета. Так что элита и культура — вещи взаимосвязанные. Где вы видите падение спроса на культуру? Я — нет.
    Другой вопрос, что обществу специально или нет навязывают антикультуру.
    — Реставрируются Путевой дворец и набережная Степана Разина, открывается галерея Гельмана, что, на твой взгляд, должно быть дальше?
    — Являясь патриотом родного города, я поддерживаю всё, что идёт на пользу его имиджу. Это приятно, что взялись за приведение облика Твери в порядок. Потому что порой доходит до смешного. Знаю, что некоторым туристическим группам, приезжающим в наш город, гиды показывают нарядные фото архитектурных объектов 20-летней давности со словами: «Это — до, а это — после». Обидно, что сейчас наши достопримечательности находятся в таком плачевном состоянии.
    Логично, что дальше должна дойти очередь и до памятников (я имею в виду, например, Пушкину, Крылову, Салтыкову-Щедрину). Наверное, нужно содержать их в идеальном порядке, избегая деталей-новоделов (а они есть), разбить вокруг них красивые цветники.
    Что касается идеи с открытием галереи Гельмана — это очень здорово. Правда, один нюанс: есть ли уверенность, что в ней найдётся место и для работ тверских художников? Не окажутся ли они и там в положении аутсайдеров?
    — И последний вопрос. Ты руководишь журналом. Соответственно, там получаешь зарплату. Ты — известная тверская сказочница. И, как известно, твои книги раздаются по детским дома, т.е. прибыли не приносят, а создаются для души. Как, по-твоему, совместить творчество и коммерцию?
    — Скажу мысль, может, кому-то она покажется крамольной. Творчество ради денег — бессмысленно. Всё, что рождено с максимальной финансовой поддержкой, — порой убыточно по своей сути. Как только талант начинают надувать извне, он сдувается, как воздушный шарик. У меня лично творчество и коммерция — это две мои разные ипостаси.
    Поэтому, чтобы поддержать творческих людей, нужно не раздавать деньги, а создавать общую комфортную среду, «облагороженную» внятной информационной политикой и интересными проектами. Я, со своей стороны, ратую за некое объединение творческих людей Твери и даже придумала название «Арт-хаус». Ведь наш город — это своего рода большой дом искусства. По крайней мере, очень хочется, чтобы так и было.
    
    Марина ГАВРИШЕНКО

41 0
Лента новостей
Прокрутить вверх