Такой противоречивый Церетели

23.01.2013, 12:55

В ТВЕРЬ ПРИВЕЗЛИ CВЯТОГО ГЕОРГИЯ И ДЕТИНУ С МЕЧТАТЕЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ

 

Летопись тверской культурной жизни пополнилась весьма значимым событием – в городском музейно-выставочном центре открылась выставка Зураба Церетели. Произведения именитого скульптора привезли в наш город впервые

Церетели известен как создатель монументальных композиций из литого и чеканного металла и как автор более двух тысяч живописных полотен различных жанров. До 17 февраля тверитяне смогут увидеть его работы: объемные эмали, цветную шелкографию, скульптуры из бронзы.

Творчество Церетели сложно оценить однозначно. Он из тех авторов, которых либо обожествляют, либо категорически отрицают. Наверное, действительно тяжело дать точную оценку работам, каждая их которых удивляет контрастом сюжета и воплощения.

Церетели многие укоряют в грубой чеканке: слишком большие скульптуры, слишком тяжелые формы. Возможно, и так. Но даже в этом существует противоречие: сюжеты многих его «тяжелых» картин и скульптур довольно легки и непосредственны. Так, с большого холста под названием «На пути к свиданию» во весь свой богатырский рост идет навстречу зрителю здоровенный детина с мечтательным взглядом в небо и алым цветком в руке.

Все три зала выставочного центра бушуют красками: техника, в которой выполнены картины – «цветная шелкография», – с лихвой оправдывает свое название. Церетели использует яркие и максимально сочные цвета – никаких черно-белых или полутонов.

Темы картин Церетели довольно незамысловаты: зритель может увидеть портреты, пейзажи, а также ряд картин, посвященных цирку и рыбной ловле. Разнообразных героев картин Церетели объединяет одна деталь: почти все они задумчиво печальны. Даже рыбак на объемной эмали с жизнеутверждающим названием «Удача», только что поймавший огромную рыбу, имеет весьма унылый вид.

Гвоздем показа стали бронзовые скульптуры Церетели – «Придон-сказочник», «Из серии «Цирк», «Дворник Зорико», «Продавец хвороста», «Бабочка», «Шарманщик».

Отдельный интерес зрителей вызвала метровая копия – модель известного памятника «Добро побеждает зло», установленного перед зданием ООН в Нью-Йорке в 1990 году. Сам Церетели не раз отмечал, что монумент символизирует окончание холодной войны: святой Георгий (вселенское добро) парит на поднявшемся на дыбы коне, а его золотое копье поражает змея (мировое зло). Кстати, при создании образа змея скульптор использовал металл и части ракет «Першинг-2» и СС-20, уничтожаемых в соответствии с Договором о сокращении ядерных вооружений. Модель памятника также сделана из металла этих ракет.

Что ж, пусть мнения будут расходиться, но имя Зураба Церетели уже вписано в историю культуры России и мира, а его выставка в Твери вызвала массу отзывов – пусть и спорных.

 


 

Тверской художник Александр Кукушкин (блогер ale_ku) о выставке Церетели:

«…Хотелось побыстрее выйти из зала, настолько неприятно было видеть то, что там сейчас находится. Если кто-то из тверских художников выставил бы большинство из того, что представлено на выставке, ему в лицо, может, и не сказали бы, что он делает откровенное г…, но между собой обязательно бы обсудили такие «шедевры» и дали им объективную оценку».

Наталья СИТНИКОВА

30 0
Лента новостей
Прокрутить вверх