Двор пролетарки ожил на полотне

23.01.2013, 12:53

Обитатели старинного тверского района под названием Двор Пролетарки, он же Морозовский городок, наверное, немало бы удивились, узнав, что место их проживания может быть предметом вдохновения деятелей искусства. Очень уж запущен этот некогда вполне процветающий городской район, жизнь населяющих его людей некомфортна и мало у кого вызывает зависть

Тем не менее человек с мольбертом или фотоаппаратом – не такое редкое явление в пролетарских трущобах. В самом деле, что в Твери рисовать с натуры или снимать – не панельные же дома или новорусские коттеджи. А здесь – наш русский модерн, краснокирпичные творения лучших архитекторов начала ХХ века. Вот и Владимир Варламов, известный в Твери художник, обратился к теме родной Пролетарки, во дворах которой он провел свое далекое уже послевоенное детство. Результат своих ностальгических путешествий во времени Владимир Варламов объединил в выставку, которая на днях открылась в зале искусств библиотеки имени А.М. Горького. Стены этого уютного пристанища любителей различных искусств в течение ближайшего месяца будут украшать полотна с нашими тверскими пролетарскими пейзажами. Советую заглянуть.

 Что характерно – Пролетарка у Варламова лишена временных признаков. Нет ни лозунгов советского периода, нет рекламы наших дней, как нет и чего-либо, напоминающего о Варваре Морозовой, хозяйке и создательнице Пролетарки. Как не слишком серьезно отметил во время открытия выставки другой хороший художник – Борис Федоров: «У Володи Варламова три любимые темы – собаки, работяги и голуби». С работягами в последнее время на Пролетарке перебои – хлопчатобумажное производство в Твери, бывшей текстильной столицы России, давно закрыто, что фактически и стало причиной упадка городка и маргинализации местного населения. Лишенная смысла существования – выпуска тканей из хлопка – Пролетарка разрушается, умирает.

Не каждая художественная выставка вызывает интерес публики даже в момент открытия. К Варламову народу пришло столько, что в просторном библиотечном зале стало тесно, а оттого хорошо. Оказалось, что и сам автор картин, и его творчество близки людям самых разных профессий: доктору и музыканту Лаврикову, литератору Смирнову, профессору Бушеву, искусствоведу Железновой, филологу Беренштейну, поэту с лагерным опытом Карасеву, уполномоченному по правам человека Бабичеву… Всех их объединяет важное обстоятельство – почти все они коренные тверитяне, родились и выросли в городе, которого уже фактически нет. Как давно не существует Пролетарки, созданной фабрикантами Морозовыми.

Варламов рассказывает: «Помню, какой полнокровной жизнью был наполнен этот район. Работали магазины, театр, бани, по вечерам центральный сквер был залит светом из окон работающих цехов. А с утра до вечера над Морозовским городком кружились стаи голубей…» За прошедшее столетие ничего лучшего Пролетарки в Твери создано не было. Огромное производство полного цикла с социальными объектами широчайшего спектра (театр и обсерватория явно не главные потребности рабочих-текстильщиков). Повторить подобное не удалось даже в советское время, при новом капитализме тем более. Ностальгия по Пролетарке ушедшей – отличный повод для объединения коренных тверитян.

Марина ШАНДАРОВА

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх