Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Лифты останавливаются

Незадолго до выборов 4 декабря многие жители Московского района были не на шутку напуганы новостью об отключении лифтов в их домах. Правда, впоследствии информация не подтвердилась: лифты как работали тогда, так работают и сейчас. Так что это было? Очередная попытка дискредитировать власть перед предстоящими выборами? Сейчас уже довольно сложно ответить на этот вопрос. А меж тем проблема устаревших лифтов никуда не делась и по-прежнему актуальна

4

Незадолго до выборов 4 декабря многие жители Московского района были не на шутку напуганы новостью об отключении лифтов в их домах. Правда, впоследствии информация не подтвердилась: лифты как работали тогда, так работают и сейчас. Так что это было? Очередная попытка дискредитировать власть перед предстоящими выборами? Сейчас уже довольно сложно ответить на этот вопрос. А меж тем проблема устаревших лифтов никуда не делась и по-прежнему актуальна

 

ТРЕБОВАНИЯ СТАЛИ ЖЁСТЧЕ

Страшно представить, что случится с жителями тверских высоток, если они в одночасье лишатся незаменимого помощника. Старушка-пенсионерка, проживающая под самой крышей, больше не выйдет на улицу. Молодая мать не сможет затащить коляску на верхний этаж. А инвалид? А маленький ребёнок? Многие люди просто окажутся беспомощными.

Жизнь лифта довольно коротка – всего 25 лет. Это значит, что в большинстве многоэтажных домов, построенных в 1980-х годах, механизмы требуют замены.

По словам генерального директора ЗАО «Тверьлифт» Александра Шухрина, 40 процентов лифтов в тверских домах уже отработали свой нормативный срок (всего более 600 механизмов). Вместе с тем с каждым годом ужесточаются требования технического регламента «О безопасности лифтов»: это и установка вертикального щита под порог кабины, дабы избежать падения людей в шахту при срочной эвакуации, установка взвешивающего устройства для предотвращения пуска перегруженной кабины, это и меры, снижающие опасность поджога и вандализма, а также многое другое.

Пока же многие тверские лифты живут «не по регламенту». 80 процентов из них состоят из ДСП, что в разы увеличивает риск поджога и вандализма. Что, собственно, и случается с заметной регулярностью. Хорошо, если дело закончится надписью «здесь был Вася», а ведь нередко похищают алюминиевые обрамления, поджигают кнопки вызова и плафоны освещения кабин, что иногда приводит к возгоранию всей кабины лифта. Создается реальная угроза безопасности людей. Последствия же вандализма довольно ощутимы. Чтобы всё привести в порядок, нужно и время, и средства. А ведь их можно было бы использовать на дополнительную модернизацию лифтов.

 

40 ЛЕТ В СТРОЮ

И всё-таки многие лифты в Твери работают уже по 30-40 лет (таковых более трёхсот). Но тут среди работников этой отрасли бытует поговорка: лифт не бывает новый или старый, он либо технически исправен, либо наоборот.

— Всё зависит от экспертной оценки. Специалисты, проведя анализ технического состояния лифта, имеют право продлить его эксплуатацию. Как правило, на срок не более чем три года. По истечении этого срока проводится повторное исследование, — поясняет Александр Шухрин.

Зачастую эксперты ограничиваются лишь рекомендациями по ремонту неисправных конструкций. Но в их компетенции и запретить дальнейшую эксплуатацию лифтов. И тут одно из двух: либо ремонт, либо же полная замена. Причём, как показывает практика, сегодня выгоднее один раз заменить механизм, чем ежегодно выкладывать круглые суммы на латание дыр.

По закону лифт считается общедомовой собственностью. А значит, техническое обслуживание, ремонт и собственно замена ложится на плечи самих жильцов: квартиры приватизированы, и люди должны сами отвечать за свою собственность, в том числе и общедомовую.

Сегодня стоимость одного лифта (сюда входит как строительная, так и техническая часть) составляет порядка полутора миллиона рублей. Следовательно, если поделить эту сумму на жителей одного подъезда девятиэтажного дома, где в среднем 36 квартир, то каждой из них придётся выложить около 45 тыс рублей. Понятно, что со средней зарплатой по Твери в 15 тыс рублей не для всех эта ноша окажется по силам. И без содействия областных и городских властей тут не обойтись.

Вот, например, в Москве действует программа «По замене и модернизации лифтового оборудования в многоквартирных домах города Москвы». Рассчитана программа на пять лет — с 2011 по 2015 год. Пик модернизации придется на 2012 год — в этот период планируют заменить девять тысяч подъемников. В свою очередь только в первой половине уходящего года было установлено 542 новых лифта.

 

ПРОГРАММА ЕСТЬ, ВОПРОС ЛИШЬ В СРЕДСТВАХ

А что происходит у нас? К сожалению, поводов для оптимизма мало. В прошлом году в Твери было отремонтировано порядка десяти лифтов и приблизительно столько же заменено.

Конечно, многие скажут, где мы, а где Москва. А если вернуться в 2009 год, когда по всей Тверской области обновили порядка 150 лифтов? В совокупности со следующим 2010 годом обновленных лифтов набирается уже около двухсот. Тогда это оказалось возможным благодаря финансированию бюджетов всех уровней: федерального, регионального, городского, и только 5 процентов оплачивали собственники жилья.

Однако вот уже в течение двух последних лет федеральные средства по программе «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в наш регион не поступают. Отсюда и снижение общих показателей. Обновление лифтового парка происходит лишь на местном уровне. Например, в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 — 2014 годы».

Многие эксперты в этой отрасли уже давно сошлись во мнении, что в городе необходима своя программа по замене лифтов. Кстати, уже сделаны первые шаги в этом направлении.

По словам заместителя начальника департамента ЖКХ города Твери Григория Авдаляна, администрация Твери озабочена решением этой проблемы: разработана городская целевая программа «Замена лифтов в многоквартирных и жилых домах, отработавших назначенный срок службы». Замена лифтов – огромные расходы, но городские власти готовы пойти на софинансирование, и если депутаты заложат деньги на лифты в городской бюджет (работа над которым как раз завершается), то собственники должны будут оплатить всего лишь около 10 процентов от стоимости нового механизма.

Всё это вполне реально. Конечно, не сразу, но лифты в тверских девятиэтажках меняться будут.

Вера ПАКИНА

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика