Ориентир – семейные ценности

30.11.2011, 14:06

ПРИЧИНА КРИЗИСА СЕМЬИ НЕ В КОШЕЛЬКАХ, А В ДУШАХ ЛЮДЕЙ

 

Современная семья переживает настоящий кризис. Всё больше молодых людей отказываются от семейного союза в пользу свободных отношений. Законное супружество уступает место так называемому гражданскому браку, а иначе говоря, обыкновенному сожительству, в котором ни одна из сторон не несёт на себе никаких обязательств.

Вместе с тем в последние десятилетия статистика разводов в России взлетела до фантастических высот. Более 50% браков оканчиваются разводом. Наибольшее количество разводов происходит в возрастном диапазоне 18-35 лет. Таким образом, в зону максимального риска попадают молодые пары.

Последствия развода могут сказаться на будущем не только родителей, но и их детей. Развод учит детей не доверять близким людям, полагаться только на сухие факты, а не чувствовать сердцем.

Общество никак не реагирует на тревожные тенденции. Нет никаких глобальных «движений антиразвода», мало кого интересуют вопросы сохранения семьи, всё становится настолько обыденным, что ни у кого не вызывает удивления разведённая мать-одиночка или мужчина, который был в двух, трёх и более браках.

О том, что же происходит с современной семьёй и можно ли восстановить институт семьи в нашей стране, мы беседуем с отцом Романом Маниловым, иереем храма Покрова Божьей Матери г. Твери. Отец Роман является куратором первого в нашем городе Православного консультационного центра родовспоможения, заботящегося о духовно-нравственной и физической подготовке беременных женщин к успешным родам и счастливому материнству.

— Отец Роман, скажите, насколько сильны, на ваш взгляд, изменения, произошедшие в последние десятилетия в нашем обществе, которые привели к падению авторитета семейной жизни?

— Ещё совсем недавно, в годы Советского Союза, институт семьи занимал высокое положение в структуре государственной идеологии, разводы не поощрялись (так же, как ранее разводы не поощрялись православием). Институт семьи поддерживался государством, властью и общественным мнением. Партийные органы могли ставить супругов на место, делать им выговоры и внушения, если кто-то из них вёл себя неподобающим образом на семейном поприще. И в этом, на мой взгляд, был плюс, потому что такие внешние рамки содержали семью в общем контексте в благоприятном виде.

А потом Советский Союз распался, многое стало возможно. И за двадцать лет выросло поколение, которое не имеет убеждения своих родителей, что семью нельзя разрушать. И рушит ее, как только одного из супругов что-то перестаёт устраивать в отношениях с партнёром.

Сегодня вся жизнь человека подчинена основной идее – получать от жизни всё, жить только ради наслаждения, прожить эту жизнь как можно ярче, красивее, богаче. Эти стандарты накладывают отпечаток на всё поведение человека и на семейные отношения в том числе. А семья – это не романтические посиделки, не совместное времяпровождение в клубах. Это прежде всего большой труд. Семья – это серьёзная ответственность. За спутника жизни, за детей. Даже, я бы сказал, самопожертвование ради близких людей.

К сожалению, современная молодёжь не хочет брать на себя ответственность, не хочет чем-то жертвовать. Люди живут только ради удовольствия. И малейшее нарушение жизненного равновесия приводит их в раздражение, люди ссорятся, разбегаются, встречаются с другими, опять начинается сожительство. Таким образом разрушаются традиционные семейные устои. 

— И каким вы видите идеал семьи?

— Церковь всегда благословляла единственный брак. Только в редких случаях допускался второй брак. Но третьи браки уже не венчались. Кроме того, очень важно сохранять чистоту до брака. Мне кажется, что в душе даже самые современные молодые люди хотят, чтобы их супруг или супруга были для них единственными. И это нетрудно. Сложнее найти человека, с которым хотелось бы связать свою жизнь. К сожалению,  молодёжь не хочет искать, хочет получить от жизни всё и сразу. Законы церкви кажутся для молодых людей слишком суровыми.

Но мы знаем из истории, что святая Русь всегда жила такой строгой жизнью. Тверитянам стоит помнить пример супружеского союза Михаила Тверского и Анны Кашинской. Они оба — потомки очень древних княжеских родов. Оба верные семьянины, любящие друг друга, жертвенно относящиеся друг к другу. В их семье было четверо сыновей — Димитрий, прозванный Грозные Очи, Александр, Константин, Василий — и дочь Феодора, умершая во младенчестве. Эта семья поистине святая, поскольку и Михаил Тверской и Анна Кашинская причислены к лику святых. Святые два их сына, Дмитрий и Александр, и два внука. Кроме того, канонизированы мать Михаила Тверского Ксения, его родная сестра София, его дядя Александр Невский. Анна Кашинская является потомком святых князей мучеников Михаила Черниговского и Василька Ростовского. Дед её, князь Борис Василькович Ростовский, всю жизнь свою, почти с 14 лет, провёл в Орде, отстаивая родной народ перед татарами, и называется «печальником земли Русской».

Отправляясь в Орду на смерть, Михаил Тверской советовался со своей женой. После смерти мужа Анна Кашинская посвящает себя воспитанию детей. А остаток дней проводит в монастыре в молитве за семью и за родную землю. И для нас, жителей тверской земли, это великий пример верности, любви и самопожертвования.

— Как вы думаете, что повлияло на изменение нравов?

— Это так называемая свобода личности, гражданские свободы, которые отменили все возможные рамки. Поскольку по собственной воле человек не может держаться нравственных границ. Редкие люди могут жить нравственно сами по себе.

Сейчас нет моральных границ, невозможно людей к чему-то призвать. И если сам человек о чём-то не задумается и не задумается об этом государство, и не будет как-то стимулировать нравственную жизнь общества, то статистика разводов будет по-прежнему расти, а число браков сокращаться.

Сейчас наступило такое время, когда стране нужна какая-то идеология. Долгое время её не было, старая советская идеология была разрушена, а на её месте ничего нового не возникло. И какие у нас нравственные ориентиры, какие ценности — до сих пор никто не знает. В последнее время наши лидеры заговорили о каких-то ценностях, нравственных и духовных приоритетах. Поэтому есть надежда, что со временем в нашей стране будет и идеология. Естественно, что в ней семейные ценности должны быть на первом месте, потому что в сложном политическом и идеологическом мире семейные ценности – самый ясный ориентир, который можно предложить нашему народу. 

Елена ПАВЛОВА

34 0
Лента новостей
Прокрутить вверх