Каждый из нас немного Тартюф

28.09.2011, 14:21

21 сентября в Тверском ТЮЗе состоялась премьера — новый театральный сезон открыл спектакль по пьесе Мольера «Тартюф, или Обманщик»

Ещё до премьеры о спектакле начал гудеть весь город. Из уст в уста передавались предположения, мнения, версии. «Ты пойдёшь на «Тартюфа»?» — «Это тот спектакль, о котором все говорят? Да, обязательно схожу!» Грамотная ли это реклама, или имя режиссёра сыграло свою роль, но интерес к постановке чрезвычайный. Её автор — молодой питерский режиссёр Роман Феодори, поставивший более тридцати спектаклей не только в России, но и за рубежом. О попытке современной интерпретации пьесы он говорит: «Классика, проверенная временем, актуальна во все времена. Каждый, думаю, найдёт в спектакле нечто важное для себя. Сюжет — всего лишь отправная точка в любом произведении».

Правда, этой возможностью большинство тверитян смогут воспользоваться лишь в октябре — все сентябрьские показы идут в дневное время. Как объяснили сотрудники театра, сделано это для того, чтобы постановку смогли посмотреть тверские школьники. Надо сказать, 15-16-летние оценили необычные образы, нетривиальную подачу и своеобразные декорации. Уж что там каждый из них нашёл для себя важного, это отдельное исследование, но в финале подростки аплодировали стоя. И всё-таки «Тартюф» — произведение для более зрелого зрителя, и даже не потому, что на сцене иногда витают сексуальные флюиды (их школьная публика как раз «заценила», судя по реакции зала). Насколько можно было заметить, наблюдая за комментариями постфактум в вестибюле, некоторые даже не догадывались, что увиденный ими сюжет имеет какой-то подтекст.

Что же до собственно постановки, то её своеобразие уже начинается,  когда зрители рассаживаются по местам. На месте кулис болтается полиэтилен, обляпанный краской, и кажется, что в зале ещё не закончены ремонтные работы. Но то же обнаруживается и на сцене — видны явные следы текущего ремонта. Далее — герои в повседневной одежде XXI века, стройный молодой Тартюф (его стройность сменяет образ калеки и, наоборот, в зависимости от того, что в данную минуту автор транслирует зрителю). Стихотворный текст, с которым, кстати, тюзовские артисты не работали уже лет пятнадцать, не вызывает никаких трудностей в восприятии, звучит легко, почти как повседневная разговорная речь. В спектакле использовано множество средств выражения невыразимого, в частности, это необычная пластика, почти пантомима.

Пьеса, повествующая о том, как богатый дворянин привёл в дом мошенника-оборванца и проникся к нему симпатией и доверием, разумеется, не о том, что нельзя доверять незнакомцам. Добродетельный Оргон, хозяин дома, и его тёмное альтер эго обманщик Тартюф составляют единое целое. В каждом из нас есть такой Тартюф. Что побеждает в итоге — добро или зло? От чего это зависит и возможна ли вообще абсолютная победа того или иного? Вот это, пожалуй, и должен каждый определить для себя сам.

Губернатор Андрей Шевелёв посетил премьеру «Тартюфа» . Губернаторам ежедневно приходится сталкиваться с Тартюфами, поэтому, надеемся, он извлёк для себя пользу из увиденного. 

Ольга КОЛОСКОВА

30 0
Лента новостей
Прокрутить вверх