Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

«Лучезарная русская душа». К 85-летию со дня рождения Виктора Сергеевича Попова

Подвижническая деятельность Виктора Попова почти полвека служила сохранению и развитию традиций русского хорового искусства. Своим трудом и талантом он обеспечил перспективу развития российской хоровой культуры, воспитав несколько поколений певцов, хормейстеров, солистов, педагогов и просвещенных любителей музыки.

138

Подвижническая деятельность Виктора Попова почти полвека служила сохранению и развитию традиций русского хорового искусства. Своим трудом и талантом он обеспечил перспективу развития российской хоровой культуры, воспитав несколько поколений певцов, хормейстеров, солистов, педагогов и просвещенных любителей музыки.

 

Родом он из Бежецка, а бежецкая земля славится своими музыкальными талантами! Вот лишь два имени: Василий Андреев, балалаечник-виртуоз, создатель первого оркестра русских народных инструментов, и Алексей Иванов, оперный певец, многие годы выступавший на прославленной сцене Большого театра. Имя Виктора Попова по достоинству продолжает этот перечень. 10 декабря ему исполнилось бы 85.

Земляки не забыли о нем. В Бежецке на доме, в котором он жил (Красноармейская ул., 28), установлена мемориальная доска. В детской музыкальной школе им. Андреева проводится Неделя В.С. Попова.

 

В 12 лет остался сиротой

Когда Вите было десять дней, умер отец. Мать осталась одна. 1934 год. Голод. Она решается на самоубийство. Завернула ребенка в одеяло, вышла на улицу, положила сверток на крыльцо и пошла вешаться. И вдруг порывом ветра к ее ногам принесло двадцатипятирублевку – большие деньги тогда. Женщина расценила это как знак свыше. Схватила ребенка, понесла в дом.

Мальчик быстро взрослел. В 7–8 лет он один ходил пешком в деревню Малышево, где жили дедушка и бабушка (неродные). У него был отчим – Михаил Иванович Нечаев («очень хороший человек»). Но его поглотила война – пропал без вести.

В деревне бабка пела Вите народные и колыбельные песни.

Мать его была плакальщицей. Есть в народном творчестве такой вид пения − плач. Так вот, она была плакальщицей, и в Бежецке ее часто приглашали оплакивать умерших. Видимо, ее дарование как-то передалось и ему.

Музыкальный руководитель в детском саду обратила внимание на чудный голос мальчика, сказав об этом его матери, а узнав, что в Москве открылось хоровое училище, посоветовала парня отправить туда.

 

Желание учиться было огромным

1945 год. Московское хоровое училище. Юный бежецкий певец, представ перед квалификационной комиссией, запел популярную в те годы песню В. Соловьева-Седого на слова М. Исаковского «Не тревожь ты себя, не тревожь». Мальчик уверенно прошел всю песню, особенно выделив заключительные слова:

Я на свадьбу тебя приглашу,

А на большее ты не рассчитывай.

Песня раскрыла дивный высочайший голос мальчика, обнаружила его редкую музыкальность и отличный слух. Так начался долгий путь к вершинам хоровой музыки, к мастерству дирижера и педагога.

Его одели в особую форму, и он сразу перешел как будто в детдом. Но детдома не чувствовалось. Было много москвичей, и «ощущалась какая-то совершенно особая атмосфера».

В 12 лет Витя остался круглым сиротой. Училище стало его родным домом.

Попов учился на одни пятерки, получал стипендии. В 1945–1953 годах – в Московском хоровом училище, затем в консерватории (1953–1958): сначала стипендию имени Ипполитова-Иванова, потом стипендию имени Александрова и, наконец, самую высокую – Сталинскую.

В 1958 году Виктор Попов окончил дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории.

Работать он начал со студенческих лет. Был преподавателем Красногорской детской музыкальной школы, хормейстером детского хора Института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР и преподавателем Московского государственного педагогического института.

В 1960 году Попова пригласили в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Здесь много лет преподавал сольфеджио, чтение партитур и дирижирование, заведовал кафедрой, был деканом факультета.

 

Визитная карточка В.С. Попова

В 1970 году Виктор Попов организовал Большой детский хор (БДХ) телевидения и радио и стал его художественным руководителем. В этом же году занял должность главного хормейстера, а затем и художественного руководителя Московского государственного хорового училища.

БДХ можно назвать «звездным часом» в музыкальной карьере В.С. Попова.

Необычайная искренность исполнения, свежесть звучания, насыщенное звуковедение, безупречная интонация и чувство ансамбля – вот неотъемлемые черты этого коллектива, отмечаемые специалистами.

Виктору Попову удалось создать потрясающий коллектив, ежегодно выдающий на-гора настоящие хиты детских песен: в 1970-х – начале 1980-х с голубых экранов, из радио-
приемников постоянно звучали песни «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены», «Беловежская пуща», «Дважды два – четыре», «Крылатые качели» и многие-многие другие. Эти песни и поныне популярны как у детей, так и у взрослых.

БДХ объездил весь Союз, часто бывал за границей. Хор – лауреат многих международных конкурсов.

Частые выступления в программах голубого экрана, постоянное звучание в радиопередачах снискали коллективу БДХ известность и признание у самой обширной зрительской аудитории.

Не обходилось без курьезов. В Германии выступали в доме престарелых. Сидели серьезные такие люди: дети поют русские народные песни, принимают их прекрасно. В ногах у одной дамы лежала огромная собака. Весь концерт она провела тихо, но, как только хор запел «Однозвучно гремит колокольчик», вдруг встала и начала подвывать – чем-то ее эта песня тронула. Так с этой «солисткой» и допели до конца. Любопытно, что собака пела вполне грамотно, «еще как попадая в тональность».

 «Лучезарная русская душа», «маг хорового искусства», «харизматический руководитель» −
такие эпитеты устойчиво закрепились за Виктором Поповым в откликах зарубежной прессы. «Хоровая империя Виктора Попова» − в такой ранг были возведены хоровые коллективы Попова в рецензии одного отечественного музыкального критика.

А вот еще одна оценка: «Талантливых музыкантов много, но он – гений. Поставьте его во главе любого, самого посредственного хорового коллектива, и он через пару-тройку лет выведет его на мировой уровень исполнительства».

 

Он все делал для того, чтобы в душе каждого ребенка проснулось желание петь, а значит, проснулась тяга к прекрасному.

Александр Арсенов

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика